
Фото: PxHere
В тринадцатом веке до Рождества Христова восточное Средиземноморье захватили племена, именуемые на страницах Священного Писания филистимлянами. От воинственных соседей пострадали многие народы Ханаана, в том числе и израильтяне, переселившиеся в Палестину из Египта в тот же исторический период. В одиннадцатом веке до Рождения Спасителя филистимляне отвоевали у иудеев Ковчег Завета — золочёный сундук, в котором хранились скрижали с Божьими заповедями и другие реликвии. В откровениях, данных еврейскому народу через пророка Моисея, Создатель называл Ковчег местом Своего присутствия, и поэтому для израильтян он являлся величайшей святыней. Филистимляне поместили пленённую реликвию в храме языческого бога Дагона, и... На них обрушился поток бедствий! Статуя идола разрушилась сама собой, города Филистии заполонили мыши, жителей постигла эпидемия кожной болезни. Испуганные филистимляне водрузили Ковчег на повозку, запряжённую молодыми коровами, и отправили в свободное странствие. Животные доставили святыню в иудейский город, стоящий на границе с филистимскими территориями. В Первой библейской книге Царств это селение названо Вефсамис, или, по другому варианту транскрипции, Бейт-Шемеш, что в переводе означает «Дом солнца». Этим топонимом в Священном писании несколько раз именуется город, принадлежащий потомкам Иуды — одного из сыновей праотца Иакова.
Историки пытались найти доказательства реальности существования Вефсамиса. В 1912 году Палестинский исследовательский фонд предпринял археологические изыскания на землях колена Иудина, в тридцати километрах к западу от Иерусалима. Во время раскопок холма Тель-Румейле в долине реки Сорек специалисты обнаружили древнее поселение. Руководитель экспедиции, британский ученый Дункан Маккензи заявил, что с большой долей вероятности найденный город — это библейский Вефсамис!
Комментарий эксперта:
Раскопки проходили в непосредственной близости от арабской деревушки Айн-Шамс. Название, в переводе означающее «глаз солнца», и перекликающееся с библейским топонимом, вдохновило ученых на поиски. И они оказались более чем успешными! Экспедиция Дункана Маккензи обнаружила развалины каменных строений, относящихся к одиннадцатому веку до Рождества Христова — то есть, ко времени событий, описанных в Первой книге Царств. Особенно хорошо сохранились руины жилого дома, состоящего из нескольких комнат, с обширным внутренним двором, вымощенным каменными плитами. Архитектура здания и материалы, из которых оно было построено, оказались сходны с хананейскими. Найденные здесь же осколки керамики ученые идентифицировали, как филистимские. При этом археологи не обнаружили свиных костей, обычно в изобилии присутствовавших на раскопках языческих городов. Данный факт свидетельствовал в пользу предположения, что поселение принадлежало иудеям, для которых свиноводство по закону Моисея было неприемлемым. Иудеи, переселившись из Египта на земли Ханаана, перенимали сложившиеся архитектурные традиции местных народов, воевали с филистимлянами, обмениваясь трофеями, но при этом старались сохранить религиозную идентичность, соблюдая закон Моисея.
Раскопки, начатые в начале двадцатого века, продолжились сто лет спустя. В 2012 году археологи Тель-Авивского университета Цви Ледерман и Шломо Бунимович обнаружили на развалинах Вефсамиса весьма интересный артефакт.
Комментарий эксперта:
Израильские археологи в ходе раскопок Вефсамиса нашли круглую каменную печать диаметром полтора сантиметра с выгравированным на ней рисунком. На гравировке хорошо различимо изображение человека, который вступает в схватку с большим животным семейства кошачьих. Учёные представили находку, как печать Самсона — этот библейский герой, по свидетельству книги Судей, смог голыми руками победить молодого льва. Священный текст сообщает, что Самсон и его родственники жили на границе с филистимлянами, и все подвиги богатыря были связаны с противостоянием этим воинственным соседям. Книга Судей не даёт названия местности, где жил Самсон, но обозначает её, как долину реки Сорек. Именно там археологи и обнаружили остатки древнего иудейского селения, в котором сохранились детали быта хананеев и филистимлян.
Археологические исследования в долине реки Сорек не дали бесспорных доказательств, что открытые из недр холма Тель-Румейле руины принадлежат библейскому Вефсамису. Но представленная учеными картина вполне соответствует рассказу Священного Писания о событиях, которые происходили на земле колена Иудина, у самой границы с Филистией, в одиннадцатом веке до Рождества Христова.
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







