С одного из последних портретов Валентина Серова на нас смотрит высокая, худощавая, немного смуглая женщина, образец благородной простоты. Это Софья Олсуфьева, жена искусствоведа Юрия Олсуфьева, которая разделила с ним богатство и бедность, веру во Христа и страдания, которые супруги ради этой веры претерпели.
Юрий Олсуфьев и София Глебова принадлежали к высшим слоям общества. Юрий воспитывался вместе с детьми императора Александра ΙΙΙ. София была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. Юрий и София познакомились на одном из званых вечеров, и вскоре, осенью 1901 года, стали женихом и невестой. Сблизило их искусство: Юрий, хотя закончил юридический факультет Московского университета, всецело посвятил себя музейному делу, а София — прекрасно рисовала и, ещё будучи невестой Юрия, помогала в его трудах.
Они обвенчались в 1902 году и переехали в усадьбу Олсуфьевых в деревне Буйцы Тульской губернии. Юрий трудился над возведением храма Сергия Радонежского на Куликовом поле, София участвовала в росписи этой церкви. В Буйцах Олсуфьевы основали сиротский приют и при нём — школу церковной вышивки, где изготавливалось тканое убранство Сергиевского храма. Из приюта Олсуфьевы взяли к себе девочку-сироту Сашу. Родной ребёнок у них был один — сын Михаил.
После февральской революции Юрий и София оставили любимую усадьбу. Оптинский старец Анатолий Потапов, духовник Олсуфьевых, благословил супругов купить домик в Сергиевом Посаде, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. После революции Юрий стал заместителем Комиссии по охране памятников искусства и старины, а затем сотрудником Лаврского музея. Над своими научными трудами дома Юрий Александрович просиживал целые вечера, и любил, чтобы рядом была супруга. «Без Софьи Владимировны он не мог обойтись и минуты, — вспоминала друг Олсуфьевых Татьяна Розанова, — всегда ему хотелось чувствовать её присутствие».
В первой половине 1920-х годов, в условиях голода, Юрий Александрович руководил сельскохозяйственной артелью. Власти отвели Олсуфьевым нераспаханный участок плохой глинистой почвы. София Владимировна, подоив утром корову, торопилась в Гефсиманский скит Лавры к ранней Литургии, и возвращалась, чтобы поспеть к утреннему чаю Юрия Владимировича перед уходом его на службу.
В конце 1920-х годов Юрия Александровича на два месяца задерживали по подозрению в антисоветской деятельности, он подвергался травле в печати и в 1928 году был уволен из музея. К счастью, Олсуфьева пригласили на работу в Центральные реставрационные мастерские в Москве. Он изъездил всю северную и центральную часть европейской России, описывая древние церкви, обследуя состояние фресок, спасая иконы. София Владимировна всегда сопровождала мужа в его поездках. Один из реставраторов, ездивший с ними, рассказывал, что жизнь Олсуфьевых «поражала своей скромностью и нетребовательностью в пище, ограничивавшейся часто варёной мелкой рыбёшкой и картофелем, порою даже без растительного масла».
Супруги закончили свой жизненный путь мученически. Юрий Александрович был арестован во время Большого террора в 1938 году и расстрелян на Бутовском полигоне. Софию Владимировну забрали в самом начале Великой Отечественной войны и спустя два года она погибла в Свияжском лагере, в Татарстане. Могилы супругов Олсуфьевых далеко друг от друга, но души — со Христом, а значит вместе.
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема