С одного из последних портретов Валентина Серова на нас смотрит высокая, худощавая, немного смуглая женщина, образец благородной простоты. Это Софья Олсуфьева, жена искусствоведа Юрия Олсуфьева, которая разделила с ним богатство и бедность, веру во Христа и страдания, которые супруги ради этой веры претерпели.
Юрий Олсуфьев и София Глебова принадлежали к высшим слоям общества. Юрий воспитывался вместе с детьми императора Александра ΙΙΙ. София была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. Юрий и София познакомились на одном из званых вечеров, и вскоре, осенью 1901 года, стали женихом и невестой. Сблизило их искусство: Юрий, хотя закончил юридический факультет Московского университета, всецело посвятил себя музейному делу, а София — прекрасно рисовала и, ещё будучи невестой Юрия, помогала в его трудах.
Они обвенчались в 1902 году и переехали в усадьбу Олсуфьевых в деревне Буйцы Тульской губернии. Юрий трудился над возведением храма Сергия Радонежского на Куликовом поле, София участвовала в росписи этой церкви. В Буйцах Олсуфьевы основали сиротский приют и при нём — школу церковной вышивки, где изготавливалось тканое убранство Сергиевского храма. Из приюта Олсуфьевы взяли к себе девочку-сироту Сашу. Родной ребёнок у них был один — сын Михаил.
После февральской революции Юрий и София оставили любимую усадьбу. Оптинский старец Анатолий Потапов, духовник Олсуфьевых, благословил супругов купить домик в Сергиевом Посаде, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. После революции Юрий стал заместителем Комиссии по охране памятников искусства и старины, а затем сотрудником Лаврского музея. Над своими научными трудами дома Юрий Александрович просиживал целые вечера, и любил, чтобы рядом была супруга. «Без Софьи Владимировны он не мог обойтись и минуты, — вспоминала друг Олсуфьевых Татьяна Розанова, — всегда ему хотелось чувствовать её присутствие».
В первой половине 1920-х годов, в условиях голода, Юрий Александрович руководил сельскохозяйственной артелью. Власти отвели Олсуфьевым нераспаханный участок плохой глинистой почвы. София Владимировна, подоив утром корову, торопилась в Гефсиманский скит Лавры к ранней Литургии, и возвращалась, чтобы поспеть к утреннему чаю Юрия Владимировича перед уходом его на службу.
В конце 1920-х годов Юрия Александровича на два месяца задерживали по подозрению в антисоветской деятельности, он подвергался травле в печати и в 1928 году был уволен из музея. К счастью, Олсуфьева пригласили на работу в Центральные реставрационные мастерские в Москве. Он изъездил всю северную и центральную часть европейской России, описывая древние церкви, обследуя состояние фресок, спасая иконы. София Владимировна всегда сопровождала мужа в его поездках. Один из реставраторов, ездивший с ними, рассказывал, что жизнь Олсуфьевых «поражала своей скромностью и нетребовательностью в пище, ограничивавшейся часто варёной мелкой рыбёшкой и картофелем, порою даже без растительного масла».
Супруги закончили свой жизненный путь мученически. Юрий Александрович был арестован во время Большого террора в 1938 году и расстрелян на Бутовском полигоне. Софию Владимировну забрали в самом начале Великой Отечественной войны и спустя два года она погибла в Свияжском лагере, в Татарстане. Могилы супругов Олсуфьевых далеко друг от друга, но души — со Христом, а значит вместе.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер