С одного из последних портретов Валентина Серова на нас смотрит высокая, худощавая, немного смуглая женщина, образец благородной простоты. Это Софья Олсуфьева, жена искусствоведа Юрия Олсуфьева, которая разделила с ним богатство и бедность, веру во Христа и страдания, которые супруги ради этой веры претерпели.
Юрий Олсуфьев и София Глебова принадлежали к высшим слоям общества. Юрий воспитывался вместе с детьми императора Александра ΙΙΙ. София была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. Юрий и София познакомились на одном из званых вечеров, и вскоре, осенью 1901 года, стали женихом и невестой. Сблизило их искусство: Юрий, хотя закончил юридический факультет Московского университета, всецело посвятил себя музейному делу, а София — прекрасно рисовала и, ещё будучи невестой Юрия, помогала в его трудах.
Они обвенчались в 1902 году и переехали в усадьбу Олсуфьевых в деревне Буйцы Тульской губернии. Юрий трудился над возведением храма Сергия Радонежского на Куликовом поле, София участвовала в росписи этой церкви. В Буйцах Олсуфьевы основали сиротский приют и при нём — школу церковной вышивки, где изготавливалось тканое убранство Сергиевского храма. Из приюта Олсуфьевы взяли к себе девочку-сироту Сашу. Родной ребёнок у них был один — сын Михаил.
После февральской революции Юрий и София оставили любимую усадьбу. Оптинский старец Анатолий Потапов, духовник Олсуфьевых, благословил супругов купить домик в Сергиевом Посаде, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. После революции Юрий стал заместителем Комиссии по охране памятников искусства и старины, а затем сотрудником Лаврского музея. Над своими научными трудами дома Юрий Александрович просиживал целые вечера, и любил, чтобы рядом была супруга. «Без Софьи Владимировны он не мог обойтись и минуты, — вспоминала друг Олсуфьевых Татьяна Розанова, — всегда ему хотелось чувствовать её присутствие».
В первой половине 1920-х годов, в условиях голода, Юрий Александрович руководил сельскохозяйственной артелью. Власти отвели Олсуфьевым нераспаханный участок плохой глинистой почвы. София Владимировна, подоив утром корову, торопилась в Гефсиманский скит Лавры к ранней Литургии, и возвращалась, чтобы поспеть к утреннему чаю Юрия Владимировича перед уходом его на службу.
В конце 1920-х годов Юрия Александровича на два месяца задерживали по подозрению в антисоветской деятельности, он подвергался травле в печати и в 1928 году был уволен из музея. К счастью, Олсуфьева пригласили на работу в Центральные реставрационные мастерские в Москве. Он изъездил всю северную и центральную часть европейской России, описывая древние церкви, обследуя состояние фресок, спасая иконы. София Владимировна всегда сопровождала мужа в его поездках. Один из реставраторов, ездивший с ними, рассказывал, что жизнь Олсуфьевых «поражала своей скромностью и нетребовательностью в пище, ограничивавшейся часто варёной мелкой рыбёшкой и картофелем, порою даже без растительного масла».
Супруги закончили свой жизненный путь мученически. Юрий Александрович был арестован во время Большого террора в 1938 году и расстрелян на Бутовском полигоне. Софию Владимировну забрали в самом начале Великой Отечественной войны и спустя два года она погибла в Свияжском лагере, в Татарстане. Могилы супругов Олсуфьевых далеко друг от друга, но души — со Христом, а значит вместе.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов