В 1154 году князь Изяслав скончался, горько оплакиваемый духовенством, народом и старым дядей Вячеславом.
«Сын», — причитал старик над гробом, — «это было мое место: но видно перед Богом ничего не сделаешь».
Так умер Изяслав Мстиславович. Летописец называет его честным, благоверным, христолюбивым, славным. Говорит, что по нем плакала вся Земля Русская и Черные Клобуки. Из всех внуков Мономаха — своею отвагою, воинским искусством, неустрашимостью и ласковостью к народу, он более других напоминал великого деда. Но Мономах выше всего ставил благо всей Русской Земли и жертвовал всегда во имя его своими выгодами. Изяслав же провел всю жизнь в борьбе, истощившей Русскую Землю, и умер в цвете лет, в сущности не достигнув цели.
Узнав о смерти Изяслава Мстиславовича, Изяслав Давидович Черниговский немедленно прибыл к Киеву, чтобы поплакать над гробом почившего. Но, плохо доверяя искренности Черниговского князя, князь Вячеслав не пустил его в город, а немедленно вызвал из Смоленска другого своего племянника Ростислава Мстиславовича, и сделал его своим соправителем на тех же основаниях, как и покойного Изяслава.
Но, конечно, миролюбивый Ростислав, прозванный современниками «Набожным», не мог долго удержаться в Киеве в эти трудные времена. Первым его делом было урядиться с Юрием Долгоруким, который собирал большие силы, свои и Половецкие, для вторжения в Южную Русь. Причем Половцы осадили уже Переяславль, где сидел сын покойного великого князя храбрый Мстислав.
Вследствие этого, Ростислав Мстиславович, едва прибыв в Киев, должен был направить свои войска к Переяславлю для выручки племянника. Когда же Половцы, узнав об этом движении, бросили осаду Переяславля и бежали в степь, то Ростислав со всеми своими силами решил идти прямо к Чернигову.
Совершая это движение, войска Ростислава переправились уже через Днепр, как прискакавший из Киева гонец привез ему неожиданную весть: «Вячеслав умер». — «Как умер?» — спросил пораженный Ростислав, — «когда мы поехали, он был здоров». — «В эту ночь пировал он с дружиной и пошел спать здоровым», — отвечал гонец, — «но как лег, так больше уже и не вставал».
Так сошел в могилу старый Вячеслав Владимирович. Поставленный судьбой в почетное, но тяжелое положение — старшего в целом Мономаховом племени; он вовсе не обладал той душевной твердостью, которая была так необходима великому князю Киевскому. Наоборот, его необыкновенное добродушие было крайне пагубным для Земли, так как служило соблазном для его честолюбивых родичей к завладению старшим столом помимо него.
Неожиданная смерть Вячеслава изменила, разумеется, сильнейшим образом положение дел на Руси, тем более что Ростислав Мстиславович, признанный, как мы видели, Киевлянами его преемником, и походивший своим благодушием на дядю, должен был считаться с правами дяди Юрия Долгорукого, являвшимся теперь старшим в целом Мономаховом роде.
Похоронив дядю, Ростислав продолжал движение к Чернигову и послал сказать Изяславу Давидовичу: «Целуй крест, что будешь сидеть в своей отчине, в Чернигове, а мы будем в Киеве». На это Изяслав ответил: «Я и теперь вам ничего не сделал; не знаю, зачем вы на меня пришли, а пришли, так уже как нам Бог даст», и, соединившись с Половцами и сыном Юрия Долгорукого — Глебом, вышел против Мстиславовичей.
Как только начался бой, миролюбивый Ростислав стал сейчас же пересылаться с Изяславом Давидовичем, предлагая ему за мир — под собой Киев, а под Мстиславом Переяславль. Такое поведение дяди во время самой битвы вызвало в воинственном Мстиславе Изяславовиче сильнейшее негодование. «Так не будет же ни мне Переяславля, ни тебе Киева», — сказал он в сердцах дяде, и прямо с поля сражения отправился с дружиною в Луцк, свою отчину.
Ростислав же был вскоре обойден Половцами, разбит наголову и еле спас жизнь, благодаря геройскому самопожертвованию его сына Святослава, отдавшего отцу своего коня, взамен павшего под Ростиславом.
После этой победы, Изяслав Давидович был принят Киевлянами и сел на великокняжеский стол; конечно, он считал, что имеет на него некоторые права Но, разумеется, гораздо больше прав на Киев имел Юрий Долгорукий, ставший теперь старшим в племени Мономаха.
Ввиду этого, Изяславу не пришлось долго посидеть на старшем столе. Скоро к Киеву приблизился Юрий. Подойдя к городу, он послал сказать Изяславу: «Мне отчина Киев, а не тебе». Не рассчитывая на особое расположение Киевлян и на свою силу, Изяслав отвечал: «Разве я сам поехал в Киев; посадили меня Киевляне; Киев твой, только не делай мне зла». Юрий вошел в Киев и помирился с ним.
Этот общий мир был крайне непродолжительным; скоро в разных концах Руси опять началась борьба. Мстислав Изяславович, следуя поговорке своего отца: «Не место идет к голове, а голова к месту» — внезапно напал на дядю своего Владимира Мстиславовича, так называемого «мачешича», недавно посаженного во Владимире Волынском, и отнял у него этот город,. Юрий должен был заступиться за мачешича и пошел на Мстислава с Ярославом Осмомыслом Галицким. Но отобрать город Владимир Волынский им не удалось, и, простояв без пользы под его стенами, они разошлись по домам, а Владимир Волынский так и остался за предприимчивым Мстиславом Изяславовичем.
Затем поднялся на Юрия и Изяслав Давидович Черниговский, который, без сомнения, имел точные сведения из Киева о том, что жители крайне недовольны как Юрием, так и всеми его ближайшими сподвижниками. Но в тот самый день, когда Изяслав Давидович хотел выступить к Киеву, оттуда к нему прискакал гонец с неожиданной вестью: «Ступай князь в Киев — Юрий умер». Получив это известие, Изяслав Давидович заплакал, а затем сказал: «Благословен еси Господи, что рассудил меня с ним смертью, а не кровопролитием».
Юрий умер 15 мая 1157 года, заболев после знатного пира у боярина Петрилы. В день похорон Юрия сотворилось много зла. Близ Киева толпа разграбила два двора, принадлежавшие великому князю, и перебила по городам и селам людей его Суздальской дружины. Так окончил свой земной путь последний сын Мономаха — Юрий, достигнув, после долголетней упорной борьбы, старшего стола, но не сумев привязать к себе сердца своевольных Киевлян. Это ясно показывает, конечно, что в Суздальской стороне князем Юрием были заведены совершено иные порядки, чем в Южной Руси, где усобицы сильно подорвали значение княжеской власти и дали слишком много воли городской толпе.
21 ноября. О мерах по борьбе с нацизмом

19 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил пленарное заседание двадцать седьмого Всемирного русского народного собора, посвященного теме «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг».
В своём пастырском обращении Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о мерах по борьбе с нацизмом.
Желая победы нашей армии, мы, безусловно, молимся о скорейшем прекращении войны на Украине, переживая за судьбы наших братьев и сестёр по обе стороны фронта. И для нас совершенно очевидно: чтобы не допустить нового столкновения братских народов и чтобы исключить подобные трагедии в дальнейшем, по всему миру необходимо навсегда лишить нацизм его идейной и правовой почвы. Это было бы достойным венцом того подвига, который совершили наши предки 80 лет назад.
Добиться этого надо в мировом масштабе, закрепив, если так можно выразиться, противоядие против нацизма на международном уровне. А что для этого необходимо?
Но, во-первых, сохранить память о победе над фашизмом, не допуская переоценки исторических событий с позиции реваншизма.
Второе: исключить любые формы осквернения памяти победителей нацизма, одновременно осуждая любые попытки реабилитации, тем более героизации, нацистских пособников.
Третье: добиваться международных санкций в отношении тех государств, которые проводят политику этнической, религиозной и языковой дискриминации.
Четвёртое: разработать чёткие правовые стандарты для определения нацизма и нейтрализации его проявлений.
Ну а самое главное, всем нам необходимо осознать, что на Земле нет высших рас, ибо мы все — дети Божии. И эта планета дарована нам для того, чтобы мы могли жить в мире друг с другом, памятуя слова Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Задача полного преодоления нацизма и неонацизма — поистине задача вселенского значения, от которой зависит будущее всего народа человеческого. И она возлагается на всех людей, разделяющих христианские идеалы, да и на всех людей доброй воли. Нам нужно быть вот на высоте этих задач, чтобы стать достойными памяти тех, кто одержал великую победу в 1945 году, и не растерять плоды этой победы.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 ноября. О предназначении ангелов и человеков по Божьему замыслу

Во 2-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Не Ангелам Бог покорил будущую вселенную».
О предназначении ангелов и человеков по Божьему замыслу — игумен Лука (Степанов).
Ангелы — служебные духи, призванные Богом содействовать спасению верных и волю Божию осуществлять как на небесах, так и на земле. Но человек, в отличие от ангелов, имеющий в своём составе и материальную природу, тем не менее поставляется Им выше ангелов.
Сам Бог для спасения человечества принимает человеческую природу, человеческое естество и таким образом, через Крест, Воскресение, и Вознесение Своё, посаждает самого человека одесную Бога Отца, само человечество, его природу.
Потому и призывает нас апостол осмыслить величие своего призвания как человека и будущность, к которой мы предназначены: не для временного только благоустройства или благополучия земного создан человек, но для вечного единства с Творцом своим. И помнящий об этом предназначении оказывается неотделим от Матери Церкви, которая устроена Спасителем нашим ради осуществления нашего вечного призвания.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 ноября. О соработничестве Богу ангелов и людей
Сегодня 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
О соработничестве Богу ангелов и людей — священник Алексий Дудин.
Мы все прекрасно знаем, что Господь сотворил ангельский мир даже до того, как Он сотворил мир человеческий. Ангелы отличаются от людей. Отличаются прежде всего тем, что сейчас, на данный момент, они не могут согрешить.
Каждый человек, живя здесь, на Земле, может или исполнить, или не исполнить волю Божию. Ангелы же обладают благодатью служить Богу без размышления, без промедления и без измены Ему.
Пророк Давид сказал, что мы мало чем умалены от этих ангелов. И действительно, это умаление заключается лишь в том, что здесь, на Земле, до того, как мы закончим свой земной путь, мы склонны к борениям и слабостям. Мы склонны к падениям, но имеем возможность и восстать.
И в этом отношении ангелы являются соучастниками в деле нашего спасения. Как вы все знаете, Господь крещёному человеку даёт ангела-хранителя.
Все выпуски программы Актуальная тема







