В 1154 году князь Изяслав скончался, горько оплакиваемый духовенством, народом и старым дядей Вячеславом.
«Сын», — причитал старик над гробом, — «это было мое место: но видно перед Богом ничего не сделаешь».
Так умер Изяслав Мстиславович. Летописец называет его честным, благоверным, христолюбивым, славным. Говорит, что по нем плакала вся Земля Русская и Черные Клобуки. Из всех внуков Мономаха — своею отвагою, воинским искусством, неустрашимостью и ласковостью к народу, он более других напоминал великого деда. Но Мономах выше всего ставил благо всей Русской Земли и жертвовал всегда во имя его своими выгодами. Изяслав же провел всю жизнь в борьбе, истощившей Русскую Землю, и умер в цвете лет, в сущности не достигнув цели.
Узнав о смерти Изяслава Мстиславовича, Изяслав Давидович Черниговский немедленно прибыл к Киеву, чтобы поплакать над гробом почившего. Но, плохо доверяя искренности Черниговского князя, князь Вячеслав не пустил его в город, а немедленно вызвал из Смоленска другого своего племянника Ростислава Мстиславовича, и сделал его своим соправителем на тех же основаниях, как и покойного Изяслава.
Но, конечно, миролюбивый Ростислав, прозванный современниками «Набожным», не мог долго удержаться в Киеве в эти трудные времена. Первым его делом было урядиться с Юрием Долгоруким, который собирал большие силы, свои и Половецкие, для вторжения в Южную Русь. Причем Половцы осадили уже Переяславль, где сидел сын покойного великого князя храбрый Мстислав.
Вследствие этого, Ростислав Мстиславович, едва прибыв в Киев, должен был направить свои войска к Переяславлю для выручки племянника. Когда же Половцы, узнав об этом движении, бросили осаду Переяславля и бежали в степь, то Ростислав со всеми своими силами решил идти прямо к Чернигову.
Совершая это движение, войска Ростислава переправились уже через Днепр, как прискакавший из Киева гонец привез ему неожиданную весть: «Вячеслав умер». — «Как умер?» — спросил пораженный Ростислав, — «когда мы поехали, он был здоров». — «В эту ночь пировал он с дружиной и пошел спать здоровым», — отвечал гонец, — «но как лег, так больше уже и не вставал».
Так сошел в могилу старый Вячеслав Владимирович. Поставленный судьбой в почетное, но тяжелое положение — старшего в целом Мономаховом племени; он вовсе не обладал той душевной твердостью, которая была так необходима великому князю Киевскому. Наоборот, его необыкновенное добродушие было крайне пагубным для Земли, так как служило соблазном для его честолюбивых родичей к завладению старшим столом помимо него.
Неожиданная смерть Вячеслава изменила, разумеется, сильнейшим образом положение дел на Руси, тем более что Ростислав Мстиславович, признанный, как мы видели, Киевлянами его преемником, и походивший своим благодушием на дядю, должен был считаться с правами дяди Юрия Долгорукого, являвшимся теперь старшим в целом Мономаховом роде.
Похоронив дядю, Ростислав продолжал движение к Чернигову и послал сказать Изяславу Давидовичу: «Целуй крест, что будешь сидеть в своей отчине, в Чернигове, а мы будем в Киеве». На это Изяслав ответил: «Я и теперь вам ничего не сделал; не знаю, зачем вы на меня пришли, а пришли, так уже как нам Бог даст», и, соединившись с Половцами и сыном Юрия Долгорукого — Глебом, вышел против Мстиславовичей.
Как только начался бой, миролюбивый Ростислав стал сейчас же пересылаться с Изяславом Давидовичем, предлагая ему за мир — под собой Киев, а под Мстиславом Переяславль. Такое поведение дяди во время самой битвы вызвало в воинственном Мстиславе Изяславовиче сильнейшее негодование. «Так не будет же ни мне Переяславля, ни тебе Киева», — сказал он в сердцах дяде, и прямо с поля сражения отправился с дружиною в Луцк, свою отчину.
Ростислав же был вскоре обойден Половцами, разбит наголову и еле спас жизнь, благодаря геройскому самопожертвованию его сына Святослава, отдавшего отцу своего коня, взамен павшего под Ростиславом.
После этой победы, Изяслав Давидович был принят Киевлянами и сел на великокняжеский стол; конечно, он считал, что имеет на него некоторые права Но, разумеется, гораздо больше прав на Киев имел Юрий Долгорукий, ставший теперь старшим в племени Мономаха.
Ввиду этого, Изяславу не пришлось долго посидеть на старшем столе. Скоро к Киеву приблизился Юрий. Подойдя к городу, он послал сказать Изяславу: «Мне отчина Киев, а не тебе». Не рассчитывая на особое расположение Киевлян и на свою силу, Изяслав отвечал: «Разве я сам поехал в Киев; посадили меня Киевляне; Киев твой, только не делай мне зла». Юрий вошел в Киев и помирился с ним.
Этот общий мир был крайне непродолжительным; скоро в разных концах Руси опять началась борьба. Мстислав Изяславович, следуя поговорке своего отца: «Не место идет к голове, а голова к месту» — внезапно напал на дядю своего Владимира Мстиславовича, так называемого «мачешича», недавно посаженного во Владимире Волынском, и отнял у него этот город,. Юрий должен был заступиться за мачешича и пошел на Мстислава с Ярославом Осмомыслом Галицким. Но отобрать город Владимир Волынский им не удалось, и, простояв без пользы под его стенами, они разошлись по домам, а Владимир Волынский так и остался за предприимчивым Мстиславом Изяславовичем.
Затем поднялся на Юрия и Изяслав Давидович Черниговский, который, без сомнения, имел точные сведения из Киева о том, что жители крайне недовольны как Юрием, так и всеми его ближайшими сподвижниками. Но в тот самый день, когда Изяслав Давидович хотел выступить к Киеву, оттуда к нему прискакал гонец с неожиданной вестью: «Ступай князь в Киев — Юрий умер». Получив это известие, Изяслав Давидович заплакал, а затем сказал: «Благословен еси Господи, что рассудил меня с ним смертью, а не кровопролитием».
Юрий умер 15 мая 1157 года, заболев после знатного пира у боярина Петрилы. В день похорон Юрия сотворилось много зла. Близ Киева толпа разграбила два двора, принадлежавшие великому князю, и перебила по городам и селам людей его Суздальской дружины. Так окончил свой земной путь последний сын Мономаха — Юрий, достигнув, после долголетней упорной борьбы, старшего стола, но не сумев привязать к себе сердца своевольных Киевлян. Это ясно показывает, конечно, что в Суздальской стороне князем Юрием были заведены совершено иные порядки, чем в Южной Руси, где усобицы сильно подорвали значение княжеской власти и дали слишком много воли городской толпе.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер