Если бы нам удалось перенестись в тысяча девятьсот тридцать третий год и заглянуть в один из зимних вечеров в Хельсинский Дом художников, мы непременно бы застали финскую писательницу и художницу Туве Янссон за рабочим письменным столом. Её стремительный карандаш летал над листом бумаги, обрисовывая маленькие ушки, круглый животик и прочие характерные черты известного сегодня всему миру сказочного героя — Муми-Тролля. Сколько образов, персонажей, различных творческих идей родилось в этом удивительном месте — настоящем родном доме для творческих людей, созданном благодаря богатому купцу и меценату Юхо Лаллукка. Юхо горячо любил искусство и был уверен: для того, чтобы талантливые люди могли спокойно творить, необходимо освободить их от забот по поиску жилья и пропитания. Одной короткой и ёмкой фразой Лаллукка отвечал на просьбу профинансировать очередной важный культурный проект: «Я плачу!».
Юхо родился в бедной крестьянской семье и начал свою деятельность с простого сельского торговца в родном селе Ряйсяля Выборгской губернии (теперь оно называется Мельниково). Затем Лаллукка переехал в город Кякисалми (в настоящее время — Приозерск). С помощью предпринимательского таланта Юхо сумел разбогатеть и стать уважаемым купцом. Его жена Мария была верной помощницей и надёжной опорой своему деятельному мужу. Юхо во всём доверял супруге и часто советовался с ней. Как христиане супруги Лаллукка понимали, что богатство им было даровано от Бога и щедро делились с ближними полученными дарами.
В тысяча восемьсот семьдесят девятом году Лаллукка участвовал в создании добровольной пожарной дружины Кякисалми, которая стала своеобразным центром общественной жизни города. При дружине действовали библиотека и оркестр, проводивший весёлые и красочные выступления в праздничные и выходные дни. Дружина существовала на пожертвования кякисалмских купцов.
В тысяча восемьсот девяностом году Юхо Лаллукка с семьёй переселился в Выборг, где основал оптовую фирму по торговле зерном, кофе и прочими товарами. Компания Лаллукки быстро развивалась, со временем она стала одной из самых крупных в Выборге. Юхо был известен не только как успешный и влиятельный купец, но и как видный выборгский меценат, много жертвовавший на просвещение. Сам он не имел возможности в детстве получить образование, поэтому хотел, чтобы могли учиться его одарённые земляки. По инициативе предпринимателя в тысяча девятьсот восьмом году открылось народное училище на его родине — в Ряйсяля. Щедрый купец основал и возглавил Общество поддержки торговли и промышленности «Памаус», выплачивавшее стипендии талантливым неимущим молодым людям, желавшим получить высшее образование. «Памаус» существует и в настоящее время в Хельсинки, при нём функционируют два благотворительных фонда имени Юхо Лаллукки. Больше всего Лаллукка жертвовал на культуру: существенную помощь он оказывал городскому драматическому театру и оркестру Выборга. Юхо активно покровительствовал художникам и скульпторам, финансировал музыкальные проекты и щедро жертвовал на Выборгское землячество. По его инициативе был выстроен Дом художников в Хельсинки.
В своём завещании Юхо Лаллукка назначил свою жену Марию управляющей предприятием. Госпожа Лаллукка, как и супруг, духовное богатство ценила выше материального. Мария помогала церквям Выборгской губернии. На её деньги была построена городская библиотека в Выборге по проекту талантливого финского архитектора Аалто.
Жители Выборга по достоинству оценили заслуги супругов Лаллукка перед городом: одна из выборгских улиц была названа в их честь. А двадцать третьего ноября две тысячи тринадцатого года в Выборге торжественно открылась отреставрированная библиотека имени Юхо и Марии Лаллукка.
«Журнал от 24.10.2025». Арсений Федоров, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова;
— Осмысление в кино переселения людей из деревень в города;
— Русская деревня — возможно ли возрождение?
— Слова Патриарха Кирилла о работе священников психологами.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия







