Город Якутск – ныне столица Республики Саха (Якутия) – расположен на левом берегу в среднем течении реки Лена.
Это крупнейший по численности населения город на северо-востоке России и третий по величине город Дальневосточного федерального округа после Владивостока и Хабаровска.
И кроме того это самый крупный город – площадь его 122 тысячи квадратных километров – расположенный в зоне вечной мерзлоты.
А появился в этих местах город из небольшого острога. И даже точная дата известна. Отряд енисейского казачьего сотника Петра Ивановича Бекетова появился в этих местах в сентябре 1632 года и 25 сентября, после обследования здешних мест, заложил Ленский острог, причем, заметим, на землях здешних якутов, но по согласованию с ними. То есть можно сделать вывод, что отношения пришлых и местных зародились как вполне мирные и добрососедские.
Но весною 1633 года наводнение снесло часть острожных построек и казаки решили перенести острог на 7 верст выше по течению. Но в 1641 году новопоставленный острог тоже пострадал от наводнения. Отчего весною следующего года начались поиски другого места, а еще спустя год в апреле года 1643-го на вновь определенном месте началось новое строительство.
Вновь появившемуся на карте Сибири городу придавалось огромное значение. Не зря уже в августе 1638 года государство создает новую административную единицу - Якутский уезд с центром в Ленском остроге.
То есть Ленский острог из далекого окраинного поселения превратился в центр огромной территории.
Заметим, курьеза ради, что в том году в городе насчитывалось жителей всего-то 200 человек.
В 1643 году окончательно затвердившийся на новом месте Ленский острог переименовали в Якутск. Это уже был не только военно-административный и торговый центр всего Ленского края. Это был уже и духовный центр, ибо еще в 1640-м году в городе был основан мужской Якутский Спасский монастырь - первая и единственная мужская обитель, когда-либо действовавшая в Якутии.
Ну, и далее развитие Якутска уже не останавливалось.
И ныне это большой город, столица Республики Саха (Якутия), настоящая столица со всеми причитающимися ей по статусу атрибутами – от учреждений науки, культура и искусства до множества учебных заведений и правительственных зданий.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема