Адрес: 2-й Крестовский пер., д. 17
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе – храм, которому в новое время сильно повезло. Он один из немногих московских храмов, который никогда не закрывался.
Знаменский храм отсчитывает историю свою с начала XVII века. Солгласно документам в 1626 году на месте этом стояла деревянная церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Именовалась она тогда так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе».
В 1712 году деревянный храм сгорел. На средства благотворителей и прихожан очень быстро, всего за год, построили новый деревянный храм. И освятили уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Пожалуй, Знаменский был одним из самых больших в Москве: в 1722 году здесь насчитывалось 550 дворов. По тем временам – очень много.
Вот в силу многочисленности прихода спустя всего полвека после возведения деревянного храма начали возводить каменный. Строили его почти 10 лет – с 1757-го по 1766 год.
Здание выстроено в стиле «нарышкинское барокко» с характерной для этого стиля цветовой гаммой – белые архитектурные детали на фоне ярко-розовых стен. Спустя 122 года, в 1888-м, храм весьма значительно расширили по проекту епархиального архитектора Степана Васильевича Крыгина. Расширили необычайно грамотно, полностью воспроизведя стилистику прежнего здания, отчего вся композиция не потеряла своей гармонии.
Среди чтимых святынь храма – а их множество - храмовый образ Богоматери в центральной части храма в резном киоте - список 16-го века с древней новгородской иконы.
Почитается как чудотворный и Животворящий Крест 18-го века из женского Страстного монастыря.
И еще один - крест 1652 года из разрушенной часовни у Крестовской заставы.
Еще одна святыня Знаменского храма - образ святого мученика и чудотворца Трифона с частицами мощей. Этот образ вместе с другими святынями из закрытых московских храмов принесен в храм в 30-х годах.
Контакты: храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе
Адрес: 2-й Крестовский пер., д. 17
Ближайшие станции метро:
Рижская (270 м)
Проспект Мира (1,2 км)
Проспект Мира (1,4 км)
Адрес сайта: http://www.znamene.ru/
Схема проезда:
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема