
Мария Алфёрова

Мой младший сын Илья очень любит кататься на веломобиле: мы часто ездим для этого в парк поблизости. Дело осложняется тем, что ему непросто объясняться с другими людьми: Илья непонятно говорит, у него большой недостаток слуха. Однажды, я заметила, что Илья пытается что-то втолковать одной девочке, она же в отчаянии говорит взрослым: "Я его не понимаю!"
Через несколько минут я с удивлением наблюдала такую картину: Илья важно восседал во главе организованной им колонны из веломобилей с другими ребятишками. Они каким-то чудесным образом разобрались и поняли друг друга.
Я часто думаю о том, как же сложно людям достичь взаимопонимания. Иногда говоришь с человеком и ощущение, что он не слушает тебя, а обдумывает свою следующую реплику. Сколько должно условий удачно совпасть, чтобы один человек по-настоящему понял другого человека.
Прежде всего, люди должны не просто говорить на одном языке, но и вкладывать в одно понятие одно и то же значение. Люди нередко вкладывают различный смысл в такие важные слова, как любовь, свобода, страх, зависимость и т.п. Одна и та же фраза "я тебя люблю" может значить для людей очень разное.
Второе условие взаимопонимания: человек должен уметь правильно выражать свои мысли и чувства. Часто бывает, что у мужчины, например, всё кипит внутри от ярости, гнева, отчаянья или тоски, но он остаётся немым, ибо не умеет выразить то, что чувствует. И любящая женщина не может понять, что у него на душе, разве что отдалённо почувствовать: если умеет, опять же.
И третье, наверное, самое главное условие. Слушающий должен хотеть понять говорящего. И быть в состоянии услышать то, что ему говорят. Для этого он должен иметь способности и возможности для этого. Он должен быть не уставшим, не раздражённым, не занятым своими делами и мыслями... В общем, практически в идеальном состоянии должен находиться. Поскольку все эти условия взаимопонимания совпадают довольно редко, мы так редко слышим и понимаем друг друга.
Я думаю, что по-настоящему, подлинно, человека понимает только Тот, Кто его сотворил. И чем больше мы пытаемся понять другого человека, тем больше приближаемся к Богу. Как писал один из самых известных румынских духовников архимандрит Иустин Пырву: "Человека нужно любить. Но чтобы его любить, его нужно понимать. Если ты видишь его упавшим, ты обязательно должен подумать, что ему надо протянуть руку помощи. Любовь к ближнему – это урок любви к Богу. Если ты не любишь ближнего, не помогаешь ему, ты не способен любить и Бога."
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема