Легендарная супружеская пара русского кинематографа – актриса Людмила Шагалова и оператор Вячеслав Шумский - Ляля и Слава, как называли их друзья, главной ценностью в жизни считали свою семью. Они познакомились в юности, учась во ВГИКе и были счастливы друг с другом долгих 66 лет.
Впрочем, их самая первая встреча состоялась задолго до свадьбы. Это произошло в Москве 22-ого июня 1941-ого года. Людмила и Вячеслав, не подозревая о существовании друг друга, вышли из одного кинотеатра и остановились у репродуктора, поражённые сообщением о начале войны. Но всё это супруги установили много позже.
Вячеслав ушёл на фронт. В Москву вернулся после ранения, на костылях. Поступил во ВГИК. Увидев его в институте, Людмила подумала: «Какой парень симпатичный». Она и сама была невероятна хороша собой: белокурая, с огромными голубыми глазами. За начинающей актрисой ухаживали видные кавалеры. А она выбрала застенчивого Славу. Лялю поразило то, что однажды в мороз, увидев, как она замёрзла, он принёс ей тёплые рейтузы. «Лиловое трико решило мою судьбу», - смеялась потом Шагалова.
Став супругами, они поселились у мамы Славы, в комнатке за шкафом. Ляля не жаловалось, хоть и привыкла к другой жизни – её отец был заместителем наркома танковой промышленности. Когда начались репрессии, его арестовали и сослали в лагерь. В 48-ом году на экраны вышел фильм «Молодая гвардия», где играла Людмила. Актриса стала невероятно популярной и, сама того не зная, помогла папе выжить. Начальство лагеря посмотрело картину и, когда узнало, что Шагалова награждена Сталинской премией, создало отцу лауреата сносные условия.
А Людмила после «Молодой гвардии» сниматься стала беспрерывно. «Верные друзья», «Женитьба Бальзаминова», «Усатый нянь» - практически все картины Шагаловой вошли в золотой фонд российского кино. Так же как картины Шумского. Его ленты «Дом, в котором я живу», «Три плюс два», «Доживём до понедельника» любила вся страна. Награды и звания щедро сыпались на супругов. А они оставались скромной, приветливой парой. Всю жизнь прожили в квартирке, которую получили ещё в 57-ом году. Вячеслав Михайлович никогда не снимал жену в своих фильмах. И это устраивало Людмилу Александровну. «Я не снимаюсь по знакомству», - говорила она.
Им часто приходилось расставаться: то Людмила уезжала на съёмки, то Вячеслав в киноэкспедиции. Счастьем было, когда удавалось совместить отпуска и отправиться куда-нибудь вместе. В 77-ом году супруги побывали в Америке. На поездке настояла Людмила. Она сказала мужу: «Ты должен посмотреть, как будет в двадцать первом веке».
Они оба добровольно ушли из кино. Шумскому мешало работать фронтовое ранение. А Шагалова перестала сниматься, потому что считала: уходить нужно вовремя и красиво. Наконец у них появилась возможность целиком и полностью посвящать себя семье: сын давно вырос, но появились внуки, а потом правнучки. Людмила Александровна выпускала домашнюю стенгазету. Вместе супруги ходили на прогулки, читали книги. И оставались прежними: любящими, участливыми. Вячеслав Михайлович говорил: «Ляля, нам не должно быть стыдно перед людьми за свою жизнь».
В 90-ых годах Людмила Александровна потеряла зрение. Но считала себя счастливым человеком и жалела только о том, что не может видеть лица родных. Она была особенно благодарна своему Вячеславу Михайловичу и говорила о муже – единственной любви всей своей жизни так: «Наш брак построен на взаимном уважении».
Вячеслав Михайлович ушёл из жизни первым. Людмила Александровна прожила без него всего год. В 2012-ом году её не стало. Актрису отпевали в московском храме Благовещения на Красноармейской улице. Друзья и знакомые, вспоминая Шумского и Шагалову, говорили, что жизнь они прожили с Богом, и не случайно. Супругов отличала удивительная скромность, совестливость и крепкая любовь друг к другу.
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема