Легендарная супружеская пара русского кинематографа – актриса Людмила Шагалова и оператор Вячеслав Шумский - Ляля и Слава, как называли их друзья, главной ценностью в жизни считали свою семью. Они познакомились в юности, учась во ВГИКе и были счастливы друг с другом долгих 66 лет.
Впрочем, их самая первая встреча состоялась задолго до свадьбы. Это произошло в Москве 22-ого июня 1941-ого года. Людмила и Вячеслав, не подозревая о существовании друг друга, вышли из одного кинотеатра и остановились у репродуктора, поражённые сообщением о начале войны. Но всё это супруги установили много позже.
Вячеслав ушёл на фронт. В Москву вернулся после ранения, на костылях. Поступил во ВГИК. Увидев его в институте, Людмила подумала: «Какой парень симпатичный». Она и сама была невероятна хороша собой: белокурая, с огромными голубыми глазами. За начинающей актрисой ухаживали видные кавалеры. А она выбрала застенчивого Славу. Лялю поразило то, что однажды в мороз, увидев, как она замёрзла, он принёс ей тёплые рейтузы. «Лиловое трико решило мою судьбу», - смеялась потом Шагалова.
Став супругами, они поселились у мамы Славы, в комнатке за шкафом. Ляля не жаловалось, хоть и привыкла к другой жизни – её отец был заместителем наркома танковой промышленности. Когда начались репрессии, его арестовали и сослали в лагерь. В 48-ом году на экраны вышел фильм «Молодая гвардия», где играла Людмила. Актриса стала невероятно популярной и, сама того не зная, помогла папе выжить. Начальство лагеря посмотрело картину и, когда узнало, что Шагалова награждена Сталинской премией, создало отцу лауреата сносные условия.
А Людмила после «Молодой гвардии» сниматься стала беспрерывно. «Верные друзья», «Женитьба Бальзаминова», «Усатый нянь» - практически все картины Шагаловой вошли в золотой фонд российского кино. Так же как картины Шумского. Его ленты «Дом, в котором я живу», «Три плюс два», «Доживём до понедельника» любила вся страна. Награды и звания щедро сыпались на супругов. А они оставались скромной, приветливой парой. Всю жизнь прожили в квартирке, которую получили ещё в 57-ом году. Вячеслав Михайлович никогда не снимал жену в своих фильмах. И это устраивало Людмилу Александровну. «Я не снимаюсь по знакомству», - говорила она.
Им часто приходилось расставаться: то Людмила уезжала на съёмки, то Вячеслав в киноэкспедиции. Счастьем было, когда удавалось совместить отпуска и отправиться куда-нибудь вместе. В 77-ом году супруги побывали в Америке. На поездке настояла Людмила. Она сказала мужу: «Ты должен посмотреть, как будет в двадцать первом веке».
Они оба добровольно ушли из кино. Шумскому мешало работать фронтовое ранение. А Шагалова перестала сниматься, потому что считала: уходить нужно вовремя и красиво. Наконец у них появилась возможность целиком и полностью посвящать себя семье: сын давно вырос, но появились внуки, а потом правнучки. Людмила Александровна выпускала домашнюю стенгазету. Вместе супруги ходили на прогулки, читали книги. И оставались прежними: любящими, участливыми. Вячеслав Михайлович говорил: «Ляля, нам не должно быть стыдно перед людьми за свою жизнь».
В 90-ых годах Людмила Александровна потеряла зрение. Но считала себя счастливым человеком и жалела только о том, что не может видеть лица родных. Она была особенно благодарна своему Вячеславу Михайловичу и говорила о муже – единственной любви всей своей жизни так: «Наш брак построен на взаимном уважении».
Вячеслав Михайлович ушёл из жизни первым. Людмила Александровна прожила без него всего год. В 2012-ом году её не стало. Актрису отпевали в московском храме Благовещения на Красноармейской улице. Друзья и знакомые, вспоминая Шумского и Шагалову, говорили, что жизнь они прожили с Богом, и не случайно. Супругов отличала удивительная скромность, совестливость и крепкая любовь друг к другу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов