Самое первое житие преподобного Сергия Радонежского было составлено в начале пятнадцатого века. В начале века двадцать первого увидела свет подробная биография святого, в которой на него предлагалось взглянуть, прежде всего, как на историческую личность. Это было воспринято как смелое новаторство, но ещё большей дерзостью многие сочли вышедший несколько лет спустя… художественный роман о преподобном Сергии! Его написал режиссёр, драматург и писатель Вячеслав Хотулёв, а называется он «Свет огня».
В своих интервью автор спешит успокоить всех, у кого идея сделать великого русского святого героем романа вызывает сомнения: и к эпохе, и к персонажам у него в произведении почти на сто процентов канонический подход. Почти, - потому что роман просто не был бы романом, если писатель не позволил бы себе хоть малую долю воображения. Но и здесь он в полной мере отдавал себе отчёт в том, с каким тонким материалом работает. Наверное, поэтому сложнейшая головоломка в итоге успешно сложилась, и получился замечательный роман, не грешащий ни против исторической истины, ни против необыкновенной личности святого Сергия.
Совсем наоборот – для тех, кому по каким-то причинам пока сложно воспринять специфический житийный слог, а чтение объёмных научных работ навевает скуку, книга Вячеслава Хотулёва «Свет огня» станет настоящей находкой. Читатель бок о бок с Сергием Радонежским, пройдёт через всю его жизнь.
Он увидит задумчивого и тихого юношу Варфоломея, с трудом разбирающего буквы в молитвеннике, и горько плачущего на собственном сватовстве. А потом вместе с ним и его братом Стефаном отправится в лесную чащу, где вскоре будет стоять деревянная церковка – первая церковь будущей великой Троице-Сергиевой Лавры.
В романе художественно представлены многие значимые исторические события того непростого времени и, конечно же, битва на Куликовом поле, в которой святой Сергий, как известно, сыграл немалую роль, поддержав, духовно укрепив и благословив князя Димитрия Ивановича на победу. Интересно, что автор не стал увлекаться батальными сценами, а нашёл другой, ещё более впечатляющий способ описать великую битву – словно бы за ней с высоты небес наблюдает сама Пресвятая Богородица.
По мотивам своей книги Вячеслав Хотулёв снял документально-художественный фильм, ставший лауреатом сразу нескольких кинофестивалей в России и за рубежом. Роман «Свет огня» тоже набирает популярность у читателей – святой Сергий Радонежский, разговаривающий, размышляющий, переживающий на её страницах, становится понятнее и ближе.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.