2 Пет., 64 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Пётр в этом отрывке высказывает очень важную мысль, которая, к сожалению, не всегда бывает нам очевидна. Если послушать исповеди современных христиан, то для абсолютного большинства из нас характерно не оправдание в своих грехах, а рассказ о том, по какой причине мы не можем быть в полной мере христианами. В частности, почему у нас не получается уделять должное время молитве и богослужению, почему мы не можем не осуждать, почему не способны регулярно читать Священное Писание, почему пост для нас — непосильная ноша, и так далее. Нас всех связывают не только очень похожие грехи, мы едины и в своём мнении о причинах впадения в них: мы виним во всём время, которого не хватает, и жизнь, ведь она, как известно, имеет невероятно высокую плотность, а потому мы вынуждены спешить, всё делать на бегу, мы ни на чём не можем сосредоточиться, мы обязаны постоянно быть на связи и онлайн, а это тоже мало способствует духовному деланию. Да и вообще, жить по-христиански в современном мире, вроде как почти что невозможно: если проявлять своё христианство вовне, то можно подвергнуться насмешкам, есть риск потерять друзей, а может даже и работу, и вообще прослыть не самым адекватным человеком.
Конечно, можно винить эпоху, в которую нам выпало жить.
Но тогда возникает вопрос к Богу: где во всём этом Он? Почему Он попустил жизни быть именно такой? Где Его всеблагой промысл?
Апостол Пётр отвечает так: «От Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию». По мысли апостола, нам — нашему поколению — как и всем предшествующим и будущим поколениям христиан — Богом дано всё необходимое не только для жизни, но и для благочестия, то есть для жизни собственно христианской. Но христианская жизнь никогда не была жизнью «по течению», она всегда вопреки, она всегда требовала, требует и будет требовать от христиан смекалки и мудрости. Спаситель наш Иисус Христос, отправляя Своих учеников на проповедь дал им такое напутствие: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Собственно, эти слова актуальны не только для апостолов, они имеют отношение к христианам всех эпох: для того, чтобы жить по Евангелию вместе с кротостью и простотой нам необходима ещё и змеиная мудрость, то есть умение находить возможность для христианской жизни там, где её, как кажется на первый взгляд, нет и быть не может. Прекрасный пример того, каким образом это можно сделать, нам показали мученики и исповедники Русской Церкви, пострадавшие за Христа в минувшем веке, эти люди сумели не только не запятнать свою совесть предательством Бога, они сумели пронести через гонения и практику христианской жизни. К счастью, у нас есть их жизнеописания, из которых можно черпать как вдохновение, так и практические наставления.
Дай Бог, чтобы их молитвами мы сумели в самих себе ощутить правду слов апостола Петра и почувствовать Божественную силу, которой «даровано нам всё потребное для жизни и благочестия».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.