2 Ин., 75 зач., I, 1-13.
Глава 1.
1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.
5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Иоанн Богослов всегда оставался в полной мере верен своему Учителю Господу нашему Иисусу Христу. Как Спаситель учил о любви, так и апостол Иоанн всё своё письменное наследие посвятил этой же теме — теме любви. Конечно же, о любви можно говорить очень по-разному, именно это и делает апостол Иоанн.
В нынешнем отрывке он ставит знак равенства между любовью и исполнением Христовых заповедей. С одной стороны, это отсылка к словам Христа из написанного апостолом Иоанном Евангелия: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34), а также к другим Христовым словам из того же Евангелия: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). И это понятно: любовь — неважно к Богу или к человеку — имеет своим естественным проявлением внимание к словам любимого и стремление исполнять эти слова на деле.
Но есть и иная грань мысли апостола Иоанна Богослова, в его словах «любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2 Ин. 1:6) мы находим естественное для любого христианина понимание любви не как чувства, а как действия. По отношению к Богу у человека могут быть самые разные чувства, а может и вовсе не быть никаких чувств, но дело вовсе не в этом, а в том, исполняет ли человек повеления Божии. Если исполняет, пусть и преступая самого себя, пусть и преодолевая внутреннее сопротивление, то это свидетельствует о его любви к Богу. А если человек исполнен возвышенных мыслей о Боге, но при этом игнорирует Его заповеди, то о любви нет и речи.
Размышляя о любви к Богу, апостол Иоанн Богослов лишён какой бы то ни было сентиментальности, у него всё просто: делаешь, значит, любишь, не делаешь — не любишь. Апостол Иоанн не призывает своих адресатов к размышлениям, он призывает их, а вместе с ними и нас, к вполне конкретным и определённым действиям. Тех же, кто умеет возвышенно рассуждать, но при этом не исполняет Христовы заповеди на деле, апостол Иоанн называет «обольстителями и антихристами», и, конечно же, такое определение в высшей степени справедливо, потому что такие люди поступают не так, как поступал Сам Христос, Который Свои слова ставил ниже собственных дел и говорил так: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» (Ин. 10:37–38).
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.