
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим начало второго послания апостола Павла к Тимофею. С первых слов приветствия апостол призывает на возлюбленного ученика: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. И этот призыв не простая формальность, он связан с теми нравственными страданиями за веру, которые предстоит перенести Тимофею.
Итак, чего же апостол Павел желает своему ученику?
Вначале он говорит о благодати, то есть о силе Творца, в которой выражается Его Божественное присутствие в жизни человека, направляющее и поддерживающее. Тимофею предстоит оказаться перед лицом скептически и даже враждебно настроенного языческого сообщества, от которого бессмысленно ожидать снисхождения. Однако присутствие благодати дает ему переживание милости от Того, чье мнение для него важнее всего. Да, молодой епископ Ефеса не ощущает одобрения со стороны общества, но чувствует милость Божию, которая помогает ему всё преодолеть. Наконец, переживание милостивого присутствия Господня, позволяют Тимофею ощутить в сердце мир и тишину, которые недоступны внешним испытаниям.
Всё это Павел пишет потому, что знает: ученика ждут серьезные испытания. Верить в страдающего Мессию — глупо и возмутительно с точки зрения иудеев. Они — потомки Авраама, они знают закон и ожидают мессию и всё же они отвергают христиан как изменников. Верить в воскресение распятого и умершего Богочеловека — безумие с точки зрения язычников, которые считали плоть злом, а богов бессмертными. Таким образом, подавляющая часть жителей города Ефеса воспринимала христиан как глупцов и фантазеров, быть которыми попросту неприлично и стыдно. Человек — существо социальное и он нуждается в одобрении, в добром взгляде, в ощущении принятия тем сообществом, в котором он живет. Стыд, о котором пишет апостол, — это ощущение собственного несоответствия тому, что считается общественной нормой. Это ощущение отчуждения от значимых для человека людей, осознание несостоятельности перед лицом тех, от кого он хотел бы получить одобрение.
Неужели для Тимофея мнение иудеев и язычников было важно?
Конечно, если бы Тимофей относился к окружающим с презрением, он даже и не задумался бы о стыде. Но для Тимофея все эти люди — потенциальная паства, он любит этих людей и как христианин желает им добра. Подбадривая его, апостол Павел призывает его не стыдиться проповеди и не бояться страдать за свое благовестие. И если мы задумаемся, почему Павел перед лицом язычников не стыдился и не боялся страдать, мы поймем, что не слова, но именно это бесстрашие и любовь в ответ на враждебность и было главным свидетельством того, что он проповедовал не простые выдумки, но знал, в Кого уверовал.
«XIX кинофестиваль «Русское зарубежье». Сергей Зайцев
У нас в гостях был президент фестиваля «Русское Зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский Путь» Сергей Зайцев.
Мы говорили о XIX Международном кинофестивале «Русское Зарубежье» о его программе, а также о том, как через фильмы можно говорить о жизни русских людей вне России и о сохранении любви к Родине.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Главное Таинство»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Наталия Лангаммер, Марина Борисова, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о Причастии и о том, как приобщение к Богу повернуло жизнь.
Все выпуски программы Светлые истории
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема







