Второе послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться

2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как стать уникальным и неповторимым? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 2.

11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;

12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;

13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,

17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,

18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».

Учение о телесном воскресении — одна из ключевых вероучительных истин христианской Церкви. В Символе веры, который звучит за каждой Литургией, мы поём: «верую в воскресение мёртвых и жизнь будущего века». Церковь понимает это не метафорически, но буквально. Христиане всерьёз верят, что во время второго Пришествия Христова каждый из нас будет восстановлен телесно.

По причине таинственности этого учения вокруг него уже во времена апостола Павла появилось много толков. Люди пытались объяснить, как именно это понимать. Их интересовала сама механика процесса, его техническая сторона. Это приводило к многочисленным искажениям. Кто-то утверждал, что воскресение уже было. Дескать речь идёт о пробуждении к новой жизни во время таинства Крещения. Кто-то говорил, что воскресение — это память о человеке в поколениях. Кто-то, подобно стоикам, настаивал на том, что воскресение — это развоплощение и слияние с божественным пламенем.

Как бы то ни было, всё сводилось к одному: неверию, что человеческое «я» в своей духовно-телесной полноте может существовать вечно. Иными словами, не может быть вечной личной жизни в том же теле, в котором мы проходим свой земной путь. Пусть даже это будет преображённое тело. Апостол Павел приравнивает это к отречению от Спасителя. Ведь фундамент веры христианина — уверенность, что Христос умер и воскрес. А если так, то и мы, если умрём со Христом, то и воскреснем с Ним. Воскреснем телесно, как некогда и Он Сам. Буду тот же самый я, который обладает тем же умом, той же душой, тем же телом. Всё это Господь преобразит Своей силой для жизни будущего века. Как именно это произойдёт, неизвестно. Однако мы уверены, что Богу, который сотворил наш мир из ничего, это под силу.

Есть такие положения веры, которые невозможно познать рассудком. Каким бы изощрённым ни был наш ум, каким бы искусным ни было слово, лучшее, что мы можем сделать — покрыть эти тайны благоговейным молчанием. В своё время мы сами на себе ощутим, как всё это будет. Следует немного потерпеть. А потому апостол и призывает христиан избегать словопрений и непотребного пустословия. Призывает не только не участвовать в них, но и не присутствовать при этом. Не может быть никакого конструктивной и полезной беседы о предмете, о котором всякий из нас имеет лишь очень смутное представление. В этих спорах в итоге можно потерять веру в Бога, окружающих и самого себя.

Это предостережение можно распространить не только на область рассуждений на богословские темы. Нас окружают потоки информации. Под разными предлогами мы постоянно втягиваемся в дискуссии, споры, сплетни. И мы заныриваем в этот омут с головой. Телевизионные ток-шоу, дискуссионные чаты, новостные ленты в интернете, бесконечные сериалы. Мы тонем в словесном потоке, блуждаем среди экспертных мнений, растрачиваем себя в перебранках. Мы перестаём самостоятельно познавать и ощущать окружающую жизнь. Мы теряем себя. Наше «я» растворяется, словно в кислоте. Мы умираем. Если продолжим в том же духе, действительно нечему будет воскресать. А потому постараемся, по рекомендации апостола Павла, ограждать себя от всего этого. Двигаясь путем исполнения Евангельских заповедей, будем стараться найти самих себя настоящих. Таких, каковы мы существуем в замысле Творца. Чтобы Он открыл нам нашу неповторимость и уникальность и воскресил нас для вечной жизни во время Своего Второго славного Пришествия.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем