
2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как стать уникальным и неповторимым? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
Учение о телесном воскресении — одна из ключевых вероучительных истин христианской Церкви. В Символе веры, который звучит за каждой Литургией, мы поём: «верую в воскресение мёртвых и жизнь будущего века». Церковь понимает это не метафорически, но буквально. Христиане всерьёз верят, что во время второго Пришествия Христова каждый из нас будет восстановлен телесно.
По причине таинственности этого учения вокруг него уже во времена апостола Павла появилось много толков. Люди пытались объяснить, как именно это понимать. Их интересовала сама механика процесса, его техническая сторона. Это приводило к многочисленным искажениям. Кто-то утверждал, что воскресение уже было. Дескать речь идёт о пробуждении к новой жизни во время таинства Крещения. Кто-то говорил, что воскресение — это память о человеке в поколениях. Кто-то, подобно стоикам, настаивал на том, что воскресение — это развоплощение и слияние с божественным пламенем.
Как бы то ни было, всё сводилось к одному: неверию, что человеческое «я» в своей духовно-телесной полноте может существовать вечно. Иными словами, не может быть вечной личной жизни в том же теле, в котором мы проходим свой земной путь. Пусть даже это будет преображённое тело. Апостол Павел приравнивает это к отречению от Спасителя. Ведь фундамент веры христианина — уверенность, что Христос умер и воскрес. А если так, то и мы, если умрём со Христом, то и воскреснем с Ним. Воскреснем телесно, как некогда и Он Сам. Буду тот же самый я, который обладает тем же умом, той же душой, тем же телом. Всё это Господь преобразит Своей силой для жизни будущего века. Как именно это произойдёт, неизвестно. Однако мы уверены, что Богу, который сотворил наш мир из ничего, это под силу.
Есть такие положения веры, которые невозможно познать рассудком. Каким бы изощрённым ни был наш ум, каким бы искусным ни было слово, лучшее, что мы можем сделать — покрыть эти тайны благоговейным молчанием. В своё время мы сами на себе ощутим, как всё это будет. Следует немного потерпеть. А потому апостол и призывает христиан избегать словопрений и непотребного пустословия. Призывает не только не участвовать в них, но и не присутствовать при этом. Не может быть никакого конструктивной и полезной беседы о предмете, о котором всякий из нас имеет лишь очень смутное представление. В этих спорах в итоге можно потерять веру в Бога, окружающих и самого себя.
Это предостережение можно распространить не только на область рассуждений на богословские темы. Нас окружают потоки информации. Под разными предлогами мы постоянно втягиваемся в дискуссии, споры, сплетни. И мы заныриваем в этот омут с головой. Телевизионные ток-шоу, дискуссионные чаты, новостные ленты в интернете, бесконечные сериалы. Мы тонем в словесном потоке, блуждаем среди экспертных мнений, растрачиваем себя в перебранках. Мы перестаём самостоятельно познавать и ощущать окружающую жизнь. Мы теряем себя. Наше «я» растворяется, словно в кислоте. Мы умираем. Если продолжим в том же духе, действительно нечему будет воскресать. А потому постараемся, по рекомендации апостола Павла, ограждать себя от всего этого. Двигаясь путем исполнения Евангельских заповедей, будем стараться найти самих себя настоящих. Таких, каковы мы существуем в замысле Творца. Чтобы Он открыл нам нашу неповторимость и уникальность и воскресил нас для вечной жизни во время Своего Второго славного Пришествия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 - XIII, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Знакомясь с жизнью Церкви, современные люди нередко задают себе вопрос: как быть верующим сегодня? Неужели правила, которым почти две тысячи лет, не устарели? Неужели нельзя придумать ничего нового? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Глава 13.
1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
Многие из нас, в самых разных вариациях, слышали от детей забавные вопросы о прошлом. В определённом возрасте дети задумываются о том, что было до их рождения. Но порой ещё не умеют сопоставить жизнь отдельного человека с историей мира, от чего задают вопросы в стиле: «А дедушка видел динозавров»? Со временем, уже в подростковом возрасте подобные вопросы сменяются уверенностью, что взрослые, даже если они не современники мамонтов, мало что понимают в современной жизни и уж точно ничего не понимают в её правилах и в том, как надо расставлять приоритеты. И, конечно, на этом фоне, христианство с его правилами выглядит как нечто совершенно архаичное и устаревшее. И если сегодня никому в голову не приходит жить по законам императора Тиберия, который был современником Иисуса из Назарета, то почему верующие убеждены, что по законам Самого Иисуса жить можно?
Чтобы понять, из чего исходят христиане, когда рассуждают подобным образом, надо задать себе странный и на первый взгляд неожиданный вопрос. Например, должен ли был император Тиберий пережёвывать пищу или мог глотать, не жуя? Потягивался ли Диоген, просыпаясь в своей бочке, или это особенность только современных людей? Смысл этих вопросов в том, чтобы ясно увидеть, что биологически мы практически не отличаемся от людей времён Христа. Соглашаясь с этим, христиане просто добавляют: не отличаемся и духовно. Это, конечно, не значит, что мы не отличаемся ничем. Быт, традиции, представления о культурных нормах и даже представления человека о самом себе во многом были другими, но любовь и ненависть были так же хорошо людям древности, как и нам с вами сегодня. Грубость и обида, прощение и примирение, жадность и щедрость придуманы не двести и не пятьсот лет назад. Иными словами, христиане утверждают, что заповеди Божии касаются таких вещей, которые не могут устареть, так как являются частью духовной природы человека, в той же мере, в какой пищеварение или кровообращение являются частью природы биологической.
Более того, в самой своей сути эти правила оказываются укоренены в Самом Боге, почему сегодняшний отрывок из апостольского послания и начинается с отсылки к Богу живому, Которому мы призваны служить. А далее перечисляются на первый взгляд очень простые вещи: братолюбие как основа христианской жизни; помощь странникам как людям, которые нуждаются в опоре в нестандартной и незнакомой для них ситуации; доброе отношение к браку, который, по мысли апостола Павла, достоин всякого почтения; умение довольствоваться тем, что имеешь, как проявление надежды на Бога, всех поддерживающего и направляющего; и, наконец, уважение к наставникам, как тем, кто способствует нашей духовной жизни. Задумавшись над этими советами апостола, мы поймём, что в них всё современно, потому что Христос действительно вчера и сегодня и во веки Тот же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Филарет Московский о создании и сохранении семьи». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме создания и сохранения семьи, из книги святителя Филарета Московского «Как создать православную семью».
Разговор шел о том, что важно помнить при создании семьи и когда семья проходит через кризисы, а также, почему семью называют «школой любви».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поможем школе-интернату в Тверской области

С 13 лет Настя жила в Максатихинской школе-интернате, которая располагается в Тверской области. Девочку сюда прямо с улицы доставили социальные работники. Поскольку родителей у Насти нет, она жила с бабушкой. Женщина совсем о ней не заботилась. Хрупкий, замкнутый, агрессивный ребёнок в потрёпанной и грязной одежде — такой впервые увидели девочку сотрудники учреждения. Чтобы расположить её к себе и многому научить, им потребовались немало усилий и времени. Но этот труд не был напрасным. К 18 годам Настя стала совсем другим человеком. Она превратилась в приятную, трудолюбивую, добрую и ответственную девушку. Анастасия вышла замуж за молодого человека, который ранее окончил ту же школу-интернат. Сейчас они с супругом воспитывают четверых детей. У них свой дом в Тверской области и хозяйство. Глава семьи работает в МЧС, а Настя занимается детьми и домом.
Истории с добрым продолжением — это самая лучшая награда для сотрудников Максатихинской школы-интерната. «Для нас счастье, когда мы можем вернуть исковерканным детским душам покой и тепло, научить ребят ценить семью и подготовить их к самостоятельной жизни», — говорят они.
Сегодня в учреждении находятся 48 детей, среди них подопечные с инвалидностью. Для того, чтобы все ребята продолжали жить в комфортных условиях, необходимо обновить в детских комнатах кровати, обустроить место для досуга и творчества. Также важно приобрести развивающие игры и методические материалы. А ещё купить для подопечных нижнее бельё, в котором всегда есть необходимость.
Сбор для Максатихинской школы-интерната открыт на сайте Тверского фонда «Рука помощи».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов