
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 175 зач., IV, 1-6.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; 2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, 6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

Помнится в 90-е годы в руки мне попал краткий справочник, в котором были обозначены нормы делового общения, которые приняты в разных страх. Среди прочего говорилось о темах, которые лучше не поднимать в разговоре с иностранцами. Естественно, оказалось, что во многих культурах одной из запрещенных тем была тема религии. Впрочем в наши дни многие и в России говорят о ней, как о чем-то интимном и глубоко личном. Возможно, это происходит потому что многие годы в течение 20-го столетия о своей вере нельзя было говорить вообще. И этом при том, что праведная христианская жизнь — была самым доступным видом проповеди во все времена.
С удивительной глубиной об этом в сегодняшнем чтении пишет апостол. Будучи в первую очередь проповедником слова, он говорит, что предоставляет себя совести всякого верующего. Что это может значить? Дело в том, что с точки зрения апостола, человеческая совесть может судить дела не только того, кто их совершает, но и дела другого. Если она немощна и ей не хватает знаний для того, чтобы оценить поступок самого человека как хороший или плохой, она может рассматривать в качестве примера жизнь того, кто находится рядом.
Что же делает апостол? Во-первых, он не приписывает себе заслуг проповедника, но говорит, что все это происходит по милости Божией. Это Господь и никто другой даровал ему это служение. Конечно, апостол знает, что не все ведут себя открыто. Слова некоторых людей расходятся с делами, что в итоге разрушает все дело проповеди. Но он, напротив, отвергает все постыдное и кроме проповеди веры, являет пример жизни перед лицом любого человека. Совесть всякого может ориентироваться на него и он этого не боится. Не боится быть примером, не боится кого-то смутить, он живет искренне и открыто, совершая служение, данное ему Богом.
Однако, не всем нравится его жизнь и его проповедь. И это само по себе очень важное свидетельство: можно жить святой жизнью, не совершать никаких злых дел и ничего не скрывать и все равно будут те, от кого благовестие будет сокрыто, те, кто ведут себя как слепые. Некоторые христиане, услышав подобные слова, могут решить, что вести себя можно как угодно. Они говорят: кому надо, те придут и поверят... Но апостол рассуждает совершенно иначе: он понимает, что бог века сего, то есть лукавый, уловил таких людей, но все равно в этом не должно быть даже малой толики его вины. Он ведет себя как должен, чтобы спасти как можно больше людей, став для них примером христианского поведения.
Он не задается вопросом: почему должен ограничивать себя ради других? Он понимает, что став апостолом, как и вообще, став христианином, человек становится рабом ближнего, ради его собственного спасения и вступает на этот путь добровольно. Вместе с ним и мы должны жить так, чтобы совесть любого человека могла увидеть в нашем поведении пример подлинной христианской жизни.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема