2 Кор., 175 зач., IV, 1-6.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; 2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, 6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Помнится в 90-е годы в руки мне попал краткий справочник, в котором были обозначены нормы делового общения, которые приняты в разных страх. Среди прочего говорилось о темах, которые лучше не поднимать в разговоре с иностранцами. Естественно, оказалось, что во многих культурах одной из запрещенных тем была тема религии. Впрочем в наши дни многие и в России говорят о ней, как о чем-то интимном и глубоко личном. Возможно, это происходит потому что многие годы в течение 20-го столетия о своей вере нельзя было говорить вообще. И этом при том, что праведная христианская жизнь — была самым доступным видом проповеди во все времена.
С удивительной глубиной об этом в сегодняшнем чтении пишет апостол. Будучи в первую очередь проповедником слова, он говорит, что предоставляет себя совести всякого верующего. Что это может значить? Дело в том, что с точки зрения апостола, человеческая совесть может судить дела не только того, кто их совершает, но и дела другого. Если она немощна и ей не хватает знаний для того, чтобы оценить поступок самого человека как хороший или плохой, она может рассматривать в качестве примера жизнь того, кто находится рядом.
Что же делает апостол? Во-первых, он не приписывает себе заслуг проповедника, но говорит, что все это происходит по милости Божией. Это Господь и никто другой даровал ему это служение. Конечно, апостол знает, что не все ведут себя открыто. Слова некоторых людей расходятся с делами, что в итоге разрушает все дело проповеди. Но он, напротив, отвергает все постыдное и кроме проповеди веры, являет пример жизни перед лицом любого человека. Совесть всякого может ориентироваться на него и он этого не боится. Не боится быть примером, не боится кого-то смутить, он живет искренне и открыто, совершая служение, данное ему Богом.
Однако, не всем нравится его жизнь и его проповедь. И это само по себе очень важное свидетельство: можно жить святой жизнью, не совершать никаких злых дел и ничего не скрывать и все равно будут те, от кого благовестие будет сокрыто, те, кто ведут себя как слепые. Некоторые христиане, услышав подобные слова, могут решить, что вести себя можно как угодно. Они говорят: кому надо, те придут и поверят... Но апостол рассуждает совершенно иначе: он понимает, что бог века сего, то есть лукавый, уловил таких людей, но все равно в этом не должно быть даже малой толики его вины. Он ведет себя как должен, чтобы спасти как можно больше людей, став для них примером христианского поведения.
Он не задается вопросом: почему должен ограничивать себя ради других? Он понимает, что став апостолом, как и вообще, став христианином, человек становится рабом ближнего, ради его собственного спасения и вступает на этот путь добровольно. Вместе с ним и мы должны жить так, чтобы совесть любого человека могла увидеть в нашем поведении пример подлинной христианской жизни.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!