2 Кор., 177 зач., IV, 13-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел ввёл в христианское богословие очень интересное понятие: «внутренний человек». Под этим словосочетанием апостол понимал духовную составляющую человеческой личности, которая имеет общение с Богом. Неудивительно, что с точки зрения апостола Павла, как и с точки зрения любого другого верующего во Христа человека, внутренний человек важнее и значительнее человека внешнего, то есть нашей физической составляющей, и это понятно: внешний смертен, а внутренний вечен, потому-то наши основные заботы должны быть посвящены внутреннему, а не внешнему возрастанию. Размышления на эту тему мы можем найти в 4-й главе Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 4.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Однажды мне довелось принимать исповедь у весьма взрослого человека, которму было уже за восемьдесят. Эта исповедь меня удивила: столь взрослый человек очень переживал из-за своего возраста, из-за связанных с возрастом особенностей здоровья и из-за скорой кончины. С одной стороны, подобные переживания совершенно нормальны для человека, с другой — чаще всего их напряжённость ослабевает с годами. Здесь же было нечто совершенно иное. Конечно же, этот человек отнюдь не бравировал своими переживаниями, они ему досаждали, он воспринимал их как грех и хотел от них избавиться. Признаться, я не сумел найти нужные слова, меня хватило лишь на молчаливое изумление, ведь я был уверен, что с определённого возраста число прожитых лет перестаёт ввергать человека в уныние. Я ошибался.
Впрочем, если вдуматься, то удивляться тут нечему: все мы живём в информационном поле, в котором старость воспринимается не как естественное состояние человека, а как некое подобие болезни, с которым необходимо бороться. Мы привыкли, что «ты так молодо выглядишь!» — это комплимент, а «ой, у тебя столько седых волос!» — обидное замечание, которое воспитанный человек не станет произносить вслух. Естественно, что только очень сильные люди способны противостоять информационному, культурному и социальному давлению. Следовательно, только либо очень сильный, либо совершенно оторванный от общества человек может относиться к собственному почтенному возрасту как к награде от Бога.
Когда мы говорим про возраст, то мы подразумеваем всем известные телесные изменения, их можно свести к одному слову: слабость, наше тело с возрастом слабеет. Однако ослабеть оно может и от других причин, в частности, от тех, которые упомянул в только что прозвучавшем отрывке Второго послания к Коринфянам апостол Павел: тело может ослабеть из-за гонений. В других местах своих посланий Павел описывал и заточения, и избиения, и много иного подобного, и всё это, конечно же, оказывало на тело апостола значительно худшее воздействие, чем его естественное старение.
Для нас это вряд ли будет понятным, но апостол Павел находил в самом ухудшении состояния собственного тела предмет для радости, его совесть была чиста, а значит страдания касались лишь тела, приближая апостола к вечной славе.
Из посланий апостола Павла мы видим такую степень веры во Христа, которая дала апостолу возможность жить предвосхищением вечного блаженства Царства Христова, Павла совершенно не пленял видимый материальный мир, он не боялся с ним расстаться, ведь он прекрасно знал, куда он идёт, а шёл святой апостол ко Христу. Очень хочется надеяться, что все мы с возрастом будем, слабея телом, укрепляться в вере, и всё яснее видеть конечную цель земного странствования — Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
7 октября. О смущениях и соблазнах
В 5-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение».
О смущениях и соблазнах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
7 октября. Об источнике наших знаний о святой жизни
Сегодня 7 октября. Церковь чтит память Равноапостольной Феклы Иконийской.
Об источнике наших знаний о жизни святой, — священник Августин Соколовски.