
2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем известны слова Христа о том, что необходимо подавать милостыню: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). На первый взгляд кажется, что в этих словах нет ничего сложного и неоднозначного: видишь нуждающегося — помоги ему, ну а если кто-то просит у тебя в долг, то не размышляй о возврате долга, а просто дай требуемое. Но такая простота обманчива, и свидетельство тому — первое поколение христиан, эти люди лучше нашего понимали контекст Христовых слов, а потому и лучше понимали сами слова Спасителя. Примером раннехристианского толкования призыва Христа к подаянию милостыни может служить отрывок из 9-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам, который сегодня звучит за литургией в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
В евангельских словах Христа о милостыни ничего не сказано о внутреннем расположении того человека, который проявляет свою щедрость и благочестие, а потому при чтении Евангелия может возникнуть впечатление, что внутреннее состояние не имеет никакого значения, следовательно, надо давать просящим вне зависимости от желания. Просто надо это делать на том основании, что так сказал Христос.
Но у апостола Павла мы видим осмысление слов Христа, из этого осмысления вытекает, что милостыня должна быть, во-первых, добровольной, а во-вторых, она должна быть вызвана нелицемерным желанием помочь нуждающемуся: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7). Получается, что, с одной стороны, у нас есть ясное и недвусмысленное повеление Христа подавать милостыню нуждающимся, с другой же стороны у нас есть слова апостола Павла, который написал, что милостыня должна быть радостной и добровольной, из чего возникает вполне закономерный вопрос: а как же можно исполнить евангельскую заповедь, если её не хочется исполнять, если нет ни малейшего внутреннего расположения кому бы то ни было помогать, тем более, что нуждающиеся в помощи часто оказываются забывчивыми, грубыми и неблагодарными, а иной раз они и вовсе бывают крайне неприятными людьми?
Для ответа на этот вопрос нам стоит снова обратиться к апостолу Павлу, который неоднократно сравнивал всех верующих во Христа с единым телом. В Первом послании к Коринфянам эта апостольская мысль выражена такими словами: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1Кор. 12:27), ну а в Послании к Римлянам она звучит так: «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Своё нравственное богословие апостол Павел строил на этом постулате: мы все составляем единое Тело Христово. Соответственно, и относиться друг другу должно так же, как мы относимся к частям собственного тела: мы о них заботимся, реагируем на их боль, и при этом не обращаем никакого внимания на то, насколько «почётна», «чиста» и «благодарна» страдающая часть тела. Забота о себе — это нормально и естественно. Апостол Павел хотел донести до своих адресатов, что и забота христиан друг о друге — не менее нормально и естественно, тогда как противоположное состояние как раз нельзя назвать нормальным, таковым оно может считаться только во в нехристианском обществе, для христиан же нечувствительность к беде другого — своего рода тяжёлая болезнь, с которой необходимо всеми силами бороться.
Для того, чтобы такая борьба была успешной, нам надо почаще размышлять над словами апостола о сущностном единстве всех верующих во Христа, старательно подмечать проявления такого единства, и понимать, что до той поры, пока мы не ощутим себя единым Христовым Телом, мы не сможем начать свой путь ко Христу, а потому необходимо молиться о скорейшем наступлении этого вожделенного состояния.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер