2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем известны слова Христа о том, что необходимо подавать милостыню: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). На первый взгляд кажется, что в этих словах нет ничего сложного и неоднозначного: видишь нуждающегося — помоги ему, ну а если кто-то просит у тебя в долг, то не размышляй о возврате долга, а просто дай требуемое. Но такая простота обманчива, и свидетельство тому — первое поколение христиан, эти люди лучше нашего понимали контекст Христовых слов, а потому и лучше понимали сами слова Спасителя. Примером раннехристианского толкования призыва Христа к подаянию милостыни может служить отрывок из 9-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам, который сегодня звучит за литургией в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
В евангельских словах Христа о милостыни ничего не сказано о внутреннем расположении того человека, который проявляет свою щедрость и благочестие, а потому при чтении Евангелия может возникнуть впечатление, что внутреннее состояние не имеет никакого значения, следовательно, надо давать просящим вне зависимости от желания. Просто надо это делать на том основании, что так сказал Христос.
Но у апостола Павла мы видим осмысление слов Христа, из этого осмысления вытекает, что милостыня должна быть, во-первых, добровольной, а во-вторых, она должна быть вызвана нелицемерным желанием помочь нуждающемуся: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7). Получается, что, с одной стороны, у нас есть ясное и недвусмысленное повеление Христа подавать милостыню нуждающимся, с другой же стороны у нас есть слова апостола Павла, который написал, что милостыня должна быть радостной и добровольной, из чего возникает вполне закономерный вопрос: а как же можно исполнить евангельскую заповедь, если её не хочется исполнять, если нет ни малейшего внутреннего расположения кому бы то ни было помогать, тем более, что нуждающиеся в помощи часто оказываются забывчивыми, грубыми и неблагодарными, а иной раз они и вовсе бывают крайне неприятными людьми?
Для ответа на этот вопрос нам стоит снова обратиться к апостолу Павлу, который неоднократно сравнивал всех верующих во Христа с единым телом. В Первом послании к Коринфянам эта апостольская мысль выражена такими словами: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1Кор. 12:27), ну а в Послании к Римлянам она звучит так: «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Своё нравственное богословие апостол Павел строил на этом постулате: мы все составляем единое Тело Христово. Соответственно, и относиться друг другу должно так же, как мы относимся к частям собственного тела: мы о них заботимся, реагируем на их боль, и при этом не обращаем никакого внимания на то, насколько «почётна», «чиста» и «благодарна» страдающая часть тела. Забота о себе — это нормально и естественно. Апостол Павел хотел донести до своих адресатов, что и забота христиан друг о друге — не менее нормально и естественно, тогда как противоположное состояние как раз нельзя назвать нормальным, таковым оно может считаться только во в нехристианском обществе, для христиан же нечувствительность к беде другого — своего рода тяжёлая болезнь, с которой необходимо всеми силами бороться.
Для того, чтобы такая борьба была успешной, нам надо почаще размышлять над словами апостола о сущностном единстве всех верующих во Христа, старательно подмечать проявления такого единства, и понимать, что до той поры, пока мы не ощутим себя единым Христовым Телом, мы не сможем начать свой путь ко Христу, а потому необходимо молиться о скорейшем наступлении этого вожделенного состояния.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 05.12.2025». Алена Рыпова, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Чудесные события в жизни;
— Новое видео журнала «Фома» «Вся суть христианства за 22 минуты»;
— Отношение современных молодых людей к русской фольклорной музыке;
— Волонтерство сегодня, Патриаршая гуманитарная миссия.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема











