
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 181 зач., VI, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой христианин был когда-то крещён. Вместе с крещением в нашей Церкви совершается и ещё одно таинство, которое зачастую остаётся незамеченным: таинство миропомазания, то есть дарования благодати Святого Духа. Незамеченным оно остаётся по той простой причине, что совершается вместе с крещением непосредственно после самого крещения, то есть тогда, когда все сосредоточены на только что крещённом человеке, а так как чаще всего мы крестим младенцев, то человек этот, как правило, громко выражает свои эмоции и в момент миропомазания все присутствующие стремятся уменьшить степень акустического дискомфорта. Несмотря на свою незаметность, таинство миропомазания не менее важно, чем схождение Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, потому что, по сути, в этом таинстве происходит то же самое, что и при Сошествии Святого Духа на апостолов, — человеку подаётся поддерживающая, направляющая, исцеляющая и спасающая благодать Духа Святого. Но о ней — о благодати — мы либо не думаем, либо не замечаем, либо не понимаем, каким образом она в нас действует. В 6-й главе Второго послания к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах, апостол Павел дал свой ответ на этот вопрос.
Глава 6.
1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Апостол Павел в этом отрывке Послания в Коринф начинает свою речь с утверждения, что благодать Божия может быть принята тщетно. Это очень важная мысль, на которой стоит остановиться подробнее. Во-первых, из этой апостольской фразы вытекает, что благодать Божия не действует в человеке «автоматически», помимо воли человека, а потому, если христианин ничего о ней не знает, никак не печётся о ней, то он её попросту не заметит в самом себе. Во-вторых, говоря о благодати Божией, апостол Павел использовал довольно туманное слово «споспешники»: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2Кор. 6:1). Мысль апостола яснее раскрывается в других русских переводах, в тех из них, в которых это слово переведено как «Его соработники», то есть соработники Бога. Из этого можно сделать вывод, что благодать Божия проявляет себя в человеке при условии его сознательного и всецелого соработничества Богу, то есть тогда, когда человек свободно избирает в своей жизни делать не то, что диктует ему его собственная воля или жизненные обстоятельства, а то, что требует делать Бог.
Далее в этом отрывке апостол Павел раскрывает, как именно проявляет себя благодать Божия в нём самом и в других апостолах. Людям, поверхностно знакомым с христианством, часто кажется, что благодать Божия — это нечто такое, что может сделать их жизнь приятной, а их самих в высшей степени удачливыми, но то, что написал апостол Павел, свидетельствует совершенно об ином: благодать Божия не устранила те искушения и проблемы, с которыми доводилось сталкиваться апостолам, но она помогала им преодолевать все сложности и опасности апостольского служения. Не спасала благодать Божия апостолов и от клеветы, от непонимания, от осуждения, но делала так, что в конечном итоге апостолы получали свою награду верных и мудрых строителей Церкви Христовой.
Написанное апостолом Павлом должно помочь нам задуматься о себе самих, о том, чего мы ждём от Бога и Церкви, а также об ожиданиях относительно действия в нас благодати Божией. Хочется надеяться, что эти размышления приведут нас к тому же осознанию, к которому они привели и апостолов, и мы сумеем всей своей жизнью служить Христу, невзирая на неизбежные сложности этого пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер