2 Кор., 181 зач., VI, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой христианин был когда-то крещён. Вместе с крещением в нашей Церкви совершается и ещё одно таинство, которое зачастую остаётся незамеченным: таинство миропомазания, то есть дарования благодати Святого Духа. Незамеченным оно остаётся по той простой причине, что совершается вместе с крещением непосредственно после самого крещения, то есть тогда, когда все сосредоточены на только что крещённом человеке, а так как чаще всего мы крестим младенцев, то человек этот, как правило, громко выражает свои эмоции и в момент миропомазания все присутствующие стремятся уменьшить степень акустического дискомфорта. Несмотря на свою незаметность, таинство миропомазания не менее важно, чем схождение Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, потому что, по сути, в этом таинстве происходит то же самое, что и при Сошествии Святого Духа на апостолов, — человеку подаётся поддерживающая, направляющая, исцеляющая и спасающая благодать Духа Святого. Но о ней — о благодати — мы либо не думаем, либо не замечаем, либо не понимаем, каким образом она в нас действует. В 6-й главе Второго послания к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах, апостол Павел дал свой ответ на этот вопрос.
Глава 6.
1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Апостол Павел в этом отрывке Послания в Коринф начинает свою речь с утверждения, что благодать Божия может быть принята тщетно. Это очень важная мысль, на которой стоит остановиться подробнее. Во-первых, из этой апостольской фразы вытекает, что благодать Божия не действует в человеке «автоматически», помимо воли человека, а потому, если христианин ничего о ней не знает, никак не печётся о ней, то он её попросту не заметит в самом себе. Во-вторых, говоря о благодати Божией, апостол Павел использовал довольно туманное слово «споспешники»: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2Кор. 6:1). Мысль апостола яснее раскрывается в других русских переводах, в тех из них, в которых это слово переведено как «Его соработники», то есть соработники Бога. Из этого можно сделать вывод, что благодать Божия проявляет себя в человеке при условии его сознательного и всецелого соработничества Богу, то есть тогда, когда человек свободно избирает в своей жизни делать не то, что диктует ему его собственная воля или жизненные обстоятельства, а то, что требует делать Бог.
Далее в этом отрывке апостол Павел раскрывает, как именно проявляет себя благодать Божия в нём самом и в других апостолах. Людям, поверхностно знакомым с христианством, часто кажется, что благодать Божия — это нечто такое, что может сделать их жизнь приятной, а их самих в высшей степени удачливыми, но то, что написал апостол Павел, свидетельствует совершенно об ином: благодать Божия не устранила те искушения и проблемы, с которыми доводилось сталкиваться апостолам, но она помогала им преодолевать все сложности и опасности апостольского служения. Не спасала благодать Божия апостолов и от клеветы, от непонимания, от осуждения, но делала так, что в конечном итоге апостолы получали свою награду верных и мудрых строителей Церкви Христовой.
Написанное апостолом Павлом должно помочь нам задуматься о себе самих, о том, чего мы ждём от Бога и Церкви, а также об ожиданиях относительно действия в нас благодати Божией. Хочется надеяться, что эти размышления приведут нас к тому же осознанию, к которому они привели и апостолов, и мы сумеем всей своей жизнью служить Христу, невзирая на неизбежные сложности этого пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.