Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла


2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы временами ошибаемся. Иногда сами это замечаем, иногда на наши ошибки нам указывают другие. О своём опыте отношений к чужим ошибкам рассказывает апостол Павел в отрывке из 1-й и 2-й глав 2 послания к Коринфянам. Этот отрывок читается сегодня за богослужением. Давайте его послушаем.

Глава 1.

21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2.

1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.

От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Коринфская община, отрывок из письма к которой мы читали сегодня, была очень непростой. Для них апостол Павел был тем, кто пришёл к ним с благой вестью, за что многие его любили и почитали. Однако он был также их современником, не лишённым своих недостатков, говорившим порой спорные вещи, из-за чего некоторые относились к нему с подозрением или даже враждебностью. Какое-то время, после письменных увещеваний, апостол не приходил в Коринф и некоторые решили, что он побаивается говорить те же вещи лицом к лицу.

Сам Павел, конечно, знал истинную причину своей задержки, но её надо было правильно объяснить тем, к кому он обращался. Именно поэтому важно расслышать интонацию, с которой он говорит. Хотя он апостол, а они ученики, Павел начинает с того, что подчёркивает их общность, говорит о том, что их объединяет. Помню, как однажды на уроке гомилетики — науки о том, как произносить проповедь, мой однокурсник получил задание сказать проповедь на определённую тему. Он начал так: «Дорогие братья и сестры, вы...» и тут же был остановлен преподавателем, который сказал, что необходимо говорить «мы», не отделяя себя от слушателей. И вот, Павел начинает именно так. Он подчёркивает, что ни он, ни коринфяне не утвердились во Христе самостоятельно, своими силами. Они лишь обращаются к Богу, который утверждает их и подаёт им залог Духа как гарантию Своей поддержки. Ведь как мы даём нечто в залог, гарантируя свои обязательства, так Господь даёт нам Духа, Который наполняет наши сердца и утверждает нас в христианской жизни.

Впрочем, всё же апостол Павел — наставник, а адресаты его послания — наставляемые. Поэтому, подчеркнув их общность во Христе, Павел переходит к объяснению своего поведения. Обычно руководители и начальники полагают, что они не должны унижаться, объясняя подчинённым своё поведение, но апостол не воспринимает себя как начальника, а членов коринфской общины как подчинённых. Все они люди, все они ученики Христовы, поэтому объясняя им своё поведение, он не воспринимает это как унижение. Просто он по-человечески объясняется с ними, не боясь уязвимости, которая, как кажется, при этом возникает.

В чём же причина его промедления?

Апостол говорит, что не приходил в Коринф, потому что давал время ученикам исправиться самим. В первом послании он указал им на их ошибку и дал им возможность, как взрослым людям, самим её преодолеть. И это педагогически очень верно.

Можно сообщить человеку заповедь, можно и иногда нужно указать на ошибку, но нельзя за него исправиться. Приходя с обличениями, пытаясь контролировать каждый шаг, мы порой не даём совершиться главной работе совести, которая постепенно ведёт человека к исправлению. Своим примером апостол показывает, что единственным основанием, на котором может строиться воспитание и научение других, должна быть любовь, и обращаться к человеку надо так, чтобы он эту любовь чувствовал.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Последние записи

Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова

Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю…

19.05.2024

Жены-мироносицы

«Жены-мироносицы» Михаил Нестеров, 1889 г., из собрания Третьяковской галереи О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали…

19.05.2024

19 мая. О добродетелях святого Михея

Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке. О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.

19.05.2024

19 мая. Об отношении к страданиям

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, жившего за 2000 лет до Рождества Христова. Об отношении к страданиям, — священник…

19.05.2024

19 мая. О духовном смысле праздника Жён-мироносиц

Сегодня 19 мая. Неделя жён-мироносиц. О духовном смысле праздника, — протоиерей Игорь Филяновский.

19.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 16 зач., VI, 1-7. «Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя…

19.05.2024

This website uses cookies.