2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Людям свойственно искать в жизни счастья, и, слава Богу, есть те, кто понимают, что состоит оно (счастье) не в деньгах, влиятельном положении, карьерном росте или в чем-то еще, что можно посчитать и измерить. Истинное счастье приносит человеку вера. Во всяком случае, так утверждает христианство. Глубокие рассуждения о природе счастья мы можем найти в отрывке из тринадцатой главы второго послания апостола Павла к коринфянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Мы только что услышали заключительный отрезок текста второго послания апостола Павла к коринфянам. Почему второго? Потому что есть еще и первое. Оба этих обширных письма апостол написал, желая вразумить и привести в чувство людей, которых именно он (Павел) однажды сделал христианами. Ученики, впрочем, отнеслись к труду наставника не слишком благодарно. Впоследствии многие члены Коринфской церкви уклонились в языческие обычаи, вернулись к порокам прежней жизни. При этом, некоторые из коринфян оправдывались тем, что причиной их духовных и нравственных неудач является... апостол Павел.
Сложно поверить, но лукавые христиане Коринфа возводили напраслину на человека, открывшего им когда-то счастье пребывания в Церкви! На каком основании? На основании сомнения в том, что Павел говорит от имени Христа. Коринфяне знали, что когда-то их наставник являлся гонителем христиан. Со Спасителем Савл-Павел лично знаком не был, но увидел Христа при мистических обстоятельствах сначала на дороге в Дамаск, а затем и во время пребывания в аравийской пустыне. Так вот этот духовный опыт неблагодарные коринфяне и ставили под сомнение. Рассуждали они примерно так. Кто это нас тут еще смеет учить? Бывший гонитель, который, может быть, о своем откровении вообще всё выдумал сам?
Для апостола слышать о себе подобные вещи было крайне тяжело. Но он понимал, что дело Божие всегда встречает на своем пути какие-то препятствия. И доказательством тому, что человек преследует не собственные меркантильные цели, а исполняет завещанное Господом, служит то, что когда заканчиваются силы и ситуация становится безысходной, начинает действовать благодать Божия. И для верующего сердца нет большей радости, чем ощущать это в хорошем смысле сверхъестественное вмешательство Христа.
Павел перед лицом упорства коринфян ощущал огромную собственную немощь. Он собственными силами никак не мог доказать этим людям, укорененным в грехе и лукавстве, что правда на его (Павла) стороне. При этом, апостол прекрасно понимал, что, если ты стоишь за правду Божию и молишься о том, чтобы эта правда проявила себя, обязательно случается чудо. Не в смысле какого-то мощного природного явления или превращения чего-то во что-то. Главное чудо, которому даже ангелы удивляются, согласно Евангелию — внутреннее перерождение человека, покаяние грешника и его обращение к Богу.
Вот почему апостол пишет, что счастлив пребывать в постигшей его немощи. Он сделал всё возможное, чтобы коринфяне жили по-христиански. Но его силы исчерпаны, а значит — скоро он станет свидетелем, как начнет действовать благодать Божия. Надежды Павла полностью оправдались. Коринфяне, чьих сердец коснулась просвещающая милость Господня, покаялись. Их община освободилась от пороков и раздоров. Мы же, современные читатели послания апостола Павла, получили замечательный урок. Нам следует прилагать все силы для того, чтобы быть проводниками евангельского учения в этом мире. Но если встречаются на нашем пути затруднения, не нужно отчаиваться. Ведь там где оскудевает сила человеческая, начинает проявлять себя благодать Божия. Быть её причастником и со-работником — высшее счастье для верующего сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Наум Балабан
Симферополь в начале 20-х годов ХХ века мало чем походил на безмятежный южный город. Как и во всём Крыму, там свирепствовал голод, то и дело вспыхивали эпидемии. И это на фоне масштабных социальных потрясений — совсем недавно прогремела Октябрьская революция; шла гражданская война. Об этом непростом времени оставила воспоминания Фаина Раневская, служившая тогда в Симферопольском театре. Актриса писала, что в какой-то момент у неё, как и у многих других в городе, произошёл душевный надлом и потребовалась помощь врача. Самым известным специалистом по душевным болезням в Симферополе был в те годы Наум Исидорович Балабан.
Когда после окончания гимназии Наум заявил родителям, что хочет серьёзно изучать психиатрию, отец сказал ему: «Что бы ты в жизни ни делал — делай с любовью к людям». Этот наказ Балабан запомнил навсегда. В 1915-м году Наум окончил медицинский факультет швейцарского Бернского университета по специальности «неврология и психиатрия». Как только вернулся в Россию, сразу же отправился военным врачом на фронт — шла Первая Мировая. Потом началась Гражданская война, и доктор Балабан в составе Красной Армии оказался в Крыму. Там и осел после демобилизации в 1922-м. На полуострове тогда бушевала эпидемия тифа и дизентерии. Наум Исидорович активно включился в борьбу с распространением болезни. Он добился, чтобы в Крым из Парижского Пастеровского института доставили вакцины и начали массово прививать население. Организовал работу специальных эпидемических бараков-изоляторов. Доктору Балабану тогда удалось спасти тысячи жизней.
В апреле 1922-го Наум Балабан приехал в город Симферополь, чтобы возглавить Крымскую областную психиатрическую больницу. Она находилась в удручающем состоянии: не хватало вещей, питания, здание требовало капитального ремонта. Под руководством доктора Балабана уже к 1923-му году были отремонтированы корпуса, увеличился штат сотрудников и количество коек. При больнице появились сад, огород, мастерские, в которых больные могли работать. А главное — в корне изменилось отношение к ним. Каждого пациента доктор знал по имени-отчеству и обладал способностью расположить к себе даже самых неконтактных. Коллеги вспоминали, что Балабан ко всем был добр, сердечен и открыт.
В 30-е годы Балабан возглавил крымскую Комиссию судебно-психиатрической экспертизы. И многих тогда он уберёг от беды. За неосторожно брошенное слово в адрес «партии и вождя» можно было поплатиться жизнью. Но крымчан, которым угрожал каток репрессий, доктор Балабан фиктивно признавал душевнобольными — и так спасал. А вскоре началась Великая Отечественная война. В ноябре 1941-го фашисты вошли в Симферополь. И сразу же пришли в больницу с требованием освободить помещение для нужд немецкой армии. Заодно тщательно проверили документы у главврача. Доктору Балабану это ничего хорошего не сулило — в его личном деле чёрным по белому была указана национальность — еврей. К счастью, оказалась там и запись о вероисповедании — «православный». Вероятно, поэтому доктора не арестовали сразу же. Пользуясь возможностью, он мог уехать из Крыма. Но остался — ради пациентов. Тем из них, кто мог уехать за пределы полуострова, доктор выдавал эвакуационные билеты, без которых не разрешалось покидать отрезанный от большой земли Крым. Однако большинству некуда было идти. Для таких Наум Исидорович находил в городе приёмные семьи. Каких трудов ему стоило уговорить людей принять в дом чужого человека, да ещё и психически нездорового, можно только представить. И всё это — под носом у фашистов, с риском для жизни. Доктору Балабану удалось в общей сложности спасти тогда 500 человек.
А вот самому ему спастись не удалось. 7 марта 1942 года к дверям больницы подъехала немецкая «душегубка» — газваген, или попросту — газовая камера на колёсах. Немцы под руки вывели Балабана из здания. Вслед за ним на крыльцо вышли испуганные коллеги — те немногие, кто оставался рядом с доктором в эти страшные дни. Медсестра Мария Шиляева вспоминала, что перед тем, как войти в машину, Наум Исидорович всех их перекрестил. До последней своей минуты доктор Балабан оставался верен отцовскому наказу любить людей.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Грех – это больно. Наталия Лангаммер
Я долгое время очень хотела ощутить влюбленность в Бога. Многие говорят, что личная встреча со Христом — это как потрясение, как вспышка, как первая незабываемая любовь.
У меня толи это прошло спокойнее, толи и не случилось вовсе на уровне сердца.
Я переживала по этому поводу и молилась, просила испытать такое чувство. Чтобы установить отношения с Богом. Личные отношения.
Потрясения не произошло. Но случился в жизни момент кризис и выбора. И вот тут ощущения стали явными. Выбрать лихую земную радость или трудный ограничивающий церковный уклад. Хотелось радости. Казалось — беги, куда хочешь. Но ... не бежалось. Что-то удручало до слез.
Что это? Почему больно? Боль была физической. В районе грудной клетки. Ныло. Тянуло. Может, правда, сердце способно болеть не только как мышца, перегоняющая кровь, но и как тот орган, которым мы любим?
В тот момент я осознала, что люблю Иисуса Христа. Этого мудрого, любящего и скорбящего человека. Этого всесильного и сияющего милостью Бога. Люблю до слез! Мне жалко Его, когда вспоминаю чувства страстной недели. Когда Он распят на кресте. А его мама плачет. Что ей можно сказать в этот момент?
Мне грустно, что я предаю моменты нашей общей радости после моих исповедей, после Причастия, на Пасху! Предаю наши маленькие радостей, когда Он делал подарки, трогательно обо мне заботился, даже по мелочам. Предаю счастье моего детства, когда Господь был рядом в любви родителей.
Что взамен? Если я отвернусь от Бога, что вижу? Серый туман. Что чувствую? Нечем дышать.
Вспоминаются события из Книги Бытия. Адам и Ева стали смертны, потому что отвернулись от источника жизни. А что там, где нет жизни? Там смерть. Ведь отвернувшись от лампы, мы видим темноту.
И я бегу в Храм. Папа! Папочка, прижми меня! Обними меня! Прости меня! Грех — промах, движение от Тебя — это так больно! И не надо потрясений и вспышек. Отношения есть! Я тебя очень люблю!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
18 октября. Об истине и лжи
В 4-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему».
Об истине и лжи, — протоиерей Андрей Ефанов.