2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Людям свойственно искать в жизни счастья, и, слава Богу, есть те, кто понимают, что состоит оно (счастье) не в деньгах, влиятельном положении, карьерном росте или в чем-то еще, что можно посчитать и измерить. Истинное счастье приносит человеку вера. Во всяком случае, так утверждает христианство. Глубокие рассуждения о природе счастья мы можем найти в отрывке из тринадцатой главы второго послания апостола Павла к коринфянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Мы только что услышали заключительный отрезок текста второго послания апостола Павла к коринфянам. Почему второго? Потому что есть еще и первое. Оба этих обширных письма апостол написал, желая вразумить и привести в чувство людей, которых именно он (Павел) однажды сделал христианами. Ученики, впрочем, отнеслись к труду наставника не слишком благодарно. Впоследствии многие члены Коринфской церкви уклонились в языческие обычаи, вернулись к порокам прежней жизни. При этом, некоторые из коринфян оправдывались тем, что причиной их духовных и нравственных неудач является... апостол Павел.
Сложно поверить, но лукавые христиане Коринфа возводили напраслину на человека, открывшего им когда-то счастье пребывания в Церкви! На каком основании? На основании сомнения в том, что Павел говорит от имени Христа. Коринфяне знали, что когда-то их наставник являлся гонителем христиан. Со Спасителем Савл-Павел лично знаком не был, но увидел Христа при мистических обстоятельствах сначала на дороге в Дамаск, а затем и во время пребывания в аравийской пустыне. Так вот этот духовный опыт неблагодарные коринфяне и ставили под сомнение. Рассуждали они примерно так. Кто это нас тут еще смеет учить? Бывший гонитель, который, может быть, о своем откровении вообще всё выдумал сам?
Для апостола слышать о себе подобные вещи было крайне тяжело. Но он понимал, что дело Божие всегда встречает на своем пути какие-то препятствия. И доказательством тому, что человек преследует не собственные меркантильные цели, а исполняет завещанное Господом, служит то, что когда заканчиваются силы и ситуация становится безысходной, начинает действовать благодать Божия. И для верующего сердца нет большей радости, чем ощущать это в хорошем смысле сверхъестественное вмешательство Христа.
Павел перед лицом упорства коринфян ощущал огромную собственную немощь. Он собственными силами никак не мог доказать этим людям, укорененным в грехе и лукавстве, что правда на его (Павла) стороне. При этом, апостол прекрасно понимал, что, если ты стоишь за правду Божию и молишься о том, чтобы эта правда проявила себя, обязательно случается чудо. Не в смысле какого-то мощного природного явления или превращения чего-то во что-то. Главное чудо, которому даже ангелы удивляются, согласно Евангелию — внутреннее перерождение человека, покаяние грешника и его обращение к Богу.
Вот почему апостол пишет, что счастлив пребывать в постигшей его немощи. Он сделал всё возможное, чтобы коринфяне жили по-христиански. Но его силы исчерпаны, а значит — скоро он станет свидетелем, как начнет действовать благодать Божия. Надежды Павла полностью оправдались. Коринфяне, чьих сердец коснулась просвещающая милость Господня, покаялись. Их община освободилась от пороков и раздоров. Мы же, современные читатели послания апостола Павла, получили замечательный урок. Нам следует прилагать все силы для того, чтобы быть проводниками евангельского учения в этом мире. Но если встречаются на нашем пути затруднения, не нужно отчаиваться. Ведь там где оскудевает сила человеческая, начинает проявлять себя благодать Божия. Быть её причастником и со-работником — высшее счастье для верующего сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов
Деян., 33 зач., XIII, 25-32.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие друзья, оказываться в настолько щепетильной ситуации, когда приходится подбирать буквально каждое слово — потому что вопрос настолько болезненный и непростой, что любая неточность или двусмысленность может привести к неисправимым последствиям?
Сегодня в храмах во время богослужения читается отрывок из 13-й главы Деяний святых апостолов — а именно речь апостола Павла перед иудеями в синагоге Антиохии Писидийской. Давайте послушаем и постараемся понять, почему эта речь апостола — исключительная.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса
Апостол Павел хорошо понимал: перед ним — иудеи, для которых он — фигура неоднозначная, подозрительная. При этом окончательное мнение о Павле у них ещё не сложилось — и есть реальный шанс потенциальных врагов превратить в убеждённых сторонников. Вот почему апостол так тщательно подбирает слова, предлагая вполне понятную иудеям историософию — проводя слушателей через эпохи Авраама, Моисея, Судей, Давида, Самуила и других пророков — аккуратно подводя к Иисусу как исполнению чаяний и пророчеств.
Павел не пытается «оглушить» собравшихся в синагоге какой-то невероятной, фантастической для них вестью — но очень вдумчиво выстраивает логику своего повествования, чтобы слушатели сами были готовы согласиться с итоговым умозаключением — Иисус, распятый людьми и воскрешённый Богом-Отцом, и есть долгожданный Машиах, Мессия! Его воскресение и многократные явления — самое достоверное подтверждение этому!
К сожалению, среди современных миссионеров не часто приходится наблюдать такое же, как у апостола Павла, бережное и внимательное отношение к слушателям. Агрессивное миссионерство не особо-то интересуется тем, какие именно представления существуют в умах и сердцах далёких от веры людей: оно считает, что достаточно слово Христово упаковать в гиперактивность, добавить абсолютной уверенности в своей правоте и приправить навязчивостью — и желанный эффект будет получен! Если бы апостол в такой же логике действовал в синагоге — итог был бы плачевен: его бы просто растерзали! Но как мы знаем из дальнейшего повествования книги Деяний, именно такой, предельно корректный, дипломатичный посыл Павловой речи имел сильнейшее воздействие на иудеев: его просили приходить проповедовать в синагогу снова и снова, и очень многие стали его последователями.
В чём же заключался секрет апостола Павла? Он умел найти в умах слушателей общие точки соприкосновения, грамотно воздействуя на которые и можно было убедить слушателей в том, что поначалу было бы для них абсолютно неприемлемо. Вот к этому и хотелось бы подвести и всех нас, дорогие друзья: если наши слушатели не разделяют наших взглядов, то бессмысленно их дразнить и искушать тем, что для нас, возможно, самоочевидно. Гораздо лучше поискать хотя бы что-то общее — и уже отталкиваясь от этого, малыми шагами начинать двигаться туда, где говорить о Евангелии и Христе будет естественно и органично!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать людям в Курской области и на Донбассе
Уже несколько недель добровольцы Русской Православной Церкви заботятся о людях в Курской области. О тех, кто приходит в центр комплексной социальной помощи и находится в пунктах временного размещения. Волонтёры ухаживают за пожилыми людьми, поддерживают пострадавших ласковым словом, передают гуманитарную помощь.
В одном из пунктов временного размещения доброволец Ирина Худякова встретила дедушку. Он лежал на кровати и не хотел ни с кем общаться. «Тоскует...» — подумала она. А позже выяснила, что его супругу отвезли в больницу, что-то серьёзное с ногой. Телефонов у супругов нет, связаться не могут.
«Дедушка так тосковал, что отказывался есть и буквально угасал на глазах», — рассказывает Ирина. «Надо ехать в больницу, а то дедуля совсем зачахнет — решила я. Поможем им поговорить по телефону», — продолжает волонтёр.
Бабуля лежала в кровати — худенькая, маленькая. У неё была угроза ампутации ноги, но к счастью, всё обошлось. Пожилая пациентка с приятным удивлением встретила Ирину, и от неё узнала, что супруг, сильно переживает. Доброволец предложила с ним поговорить, и бабуля обрадовалась. Они позвонили волонтёру в пункт временного размещения и попросили передать дедушке телефон. Долгожданная беседа состоялась. Прощаясь, бабушка тихо произнесла: «Люблю». «Не слышу»,— ответил дедуля. «Люблю! Жди! Скоро буду! И кушай там хорошо!» — повторила она громче, а муж согласился. После этого дедушка воспрял духом и даже стал улыбаться.
С поддержкой добровольцев люди обретают утешение и надежду на то, что всё непременно наладится. Присоединяйтесь к волонтёрам Русской Православной Церкви и помогайте людям в Курской области и на Донбассе. Узнать больше можно по телефону: 8-800-70-70-222.
Заполните анкету добровольца, перейдя по ссылке: https://forms.okocrm.com/01hh8b9bee49vsq8ywsv39d6m4
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Прот. Николай Чернышев
У нас в студии был клирик храма святителя Николая в Клённиках, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Николай Чернышёв.
Наш гость рассказал о своем пути к вере и священническому служению, а также об удивительных людях, которые участвовали в возрождении церковной жизни в Москве в 90-годы прошлого века.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер