
2 Кор., 187 зач., VIII, 16 - IX, 5.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых частых упрёков в адрес современной Церкви — упрёк в ее обмирщении. Нас упрекают, что мы слишком много отдаём сил заботе о материальной стороне жизни Церкви и забываем о самом главном — о Христе и Его Евангелии. Действительно, мы строим храмы, восстанавливаем монастыри и осквернённые в XX-м веке церковные памятники архитектуры, мы занимаемся воссозданием былого великолепия храмового убранства, изыскиваем материальные средства и делаем многое другое, то, что на первый взгляд кажется не вполне совместимым с евангельской проповедью. И нас за это критикуют. Пожалуй, такая критика была бы справедливой, если бы деятельность Церкви состояла исключительно из материальных забот. Но это вовсе не так, Церковь не только строит и восстанавливает, она, в первую очередь, проповедует. Ну а заботы о материальном никогда не были чужды Церкви, об этом свидетельствуют апостольские послания, в частности, 8-я и 9-я главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из этих глав звучит сегодня в храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
Глава 8.
16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.
17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.
18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование,
19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию,
20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению;
21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.
23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.
24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.
Глава 9.
1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,
2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,
4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы,- не говорю «вы», похвалившись с такою уверенностью.
5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
По сути дела, весь этот отрывок Послания к Коринфянам посвящён решению одного материального вопроса: в нем идёт речь о сборе пожертвований для иерусалимских христиан. Апостол Павел представляет своим адресатам того, кто будет его представителем в Коринфе и кому община должна будет передать собранные средства — апостола Тита, которого Павел характеризует такими словами: «мой товарищ и сотрудник». Кроме этого, Павел называет Тита и «братом». Цель апостола Павла легко просматривается: ему необходимо сделать так, чтобы коринфяне доверяли Титу, и без всякого сомнения поручили ему миссию по доставке собранного в Иерусалим.
Кроме этого, апостол Павел написал и о высшем смысле милостыни: «Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами» (2Кор. 8:24). Милостыня, по мысли апостола, это не только некоторые средства, это ещё и доказательство любви, что, конечно же, вполне справедливо, ведь милостыня неизбежно побуждает человека в чем-то, пусть и совсем малом, себя ограничить ради другого, и мы понимаем, что именно так — через добровольное ограничение — проявляет себя любовь. В контексте общецерковной ситуации времени жизни апостола Павла милостыня представляла собой ещё и показатель единства всей Церкви: благополучные коринфяне должны были научиться воспринимать трагическое положение иерусалимских христиан как свою собственную беду, а не как нечто далёкое, и совершенно не имеющее к ним отношения.
В первом веке по Рождестве Христовом юная Церковь столкнулась с теми вызовами, которые в дальнейшем стали для неё если и не постоянными, то регулярными. Жизнь христиан никогда не была всюду одинаковой и спокойной, даже в рамках одной общины есть разные люди, которые переживают разные периоды своей жизни, у кого-то, скажем, сегодня день крещения долгожданного внука, а кого-то — день погребения горячо любимого отца; кто-то остался без работы и не знает, как ему прокормить детей, а кому-то неожиданно выплатили значительную премию и он напряженно размышляет о том, куда ему вложить свои средства. Апостол Павел на все подобные вопросы отвечал очень просто и понятно: христиане должны ощущать себя единым телом Христовым вне зависимости от всего того, что нас разделяет, а потому мы должны чувствовать и ответственность друг за друга, которая имеет своим естественным проявлением эмоциональную чуткость и готовность помогать тем, кто нуждается в помощи. Ну а роль Церкви в этом процессе — лишь роль своего рода администратора, такого, каким был апостол Павел и его ближайшие помощники.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема