2 Кор., 182 зач., VI, 11-16.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Всякий человек, который имеет какие-либо убеждения, однажды оказывается в ситуации выбора: остаться твёрдым и непреклонным в своей позиции или же ради материальной или эмоциональной выгоды пойти на компромисс. Бывают такие сложные ситуации, что человек оказывается совершенно дезориентирован и не знает, как поступить. Важные размышления по этому поводу можно найти в отрывке из 6-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие, говорю, как детям, распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Один из ключевых призывов, которые Господь адресует Своему народу в Священном Писании, звучит так: «Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». Слово «святой» в еврейском языке означает отделённый. Отделённый от всего нечистого и скверного. Поэтому «освящаться» означает отделяться. Именно этот ветхозаветный призыв апостол Павел повторяет в только что прозвучавшем отрывке. Но обращён он уже не к Израилю, а к христианам города Коринф. И это было как нельзя более уместно. Коринф был портовым городом, который имел дурную репутацию из-за распущенности нравов. Даже само его имя породило в греческом языке слова, которые ассоциировались с распущенностью. Так глагол korinfiazome можно перевести как распущенность, а слова korinfiakori и korinfiastis как блудница и сутенёр. Безусловно, эти нравы имели огромное влияние на местных христиан. На работе, в общественной жизни, в собственных семьях они продолжали контактировать с язычниками, представления которых о том, что такое хорошо и что такое плохо, очень отличались от Евангельских. И, очевидно, что, боясь потерять ремесло, стать аутсайдером в социуме, испортить отношения с родными, многие представители коринфской общины шли на компромисс со своей совестью. Они могли выполнять предосудительную с точки зрения христианской морали работу, например, если человек был каменщиком, он мог участвовать в строительстве языческого храма, если портным, в пошиве одежды для языческих жрецов. Христиане Коринфа могли принимать участие в общегородских праздниках и других мероприятиях, посвящённых богам; в своей семье могли вовлекаться в различные интриги, сплетни, похоть, вражду и другие духовно нездоровые взаимоотношения. Всё это становилось обыденным, привычным укладом жизни для коринфских христиан, и они не видели, что по уши погрязли в телесной и душевной нечистоте, которая омрачала источник внутреннего света, дарованного им Христом.
Поэтому апостол Павел и делает такой акцент на отделении. Нельзя жить по принципу «и нашим, и вашим». Нельзя водить дружбу с Богом и заискивать перед миром. Вся священная история рассказывает нам об отделении, которое предшествует чистоте и святости: Авраам вышел из того города, где провёл всю свою жизнь, Лот вышел из Содома и Гоморры, евреи вышли из Египта. Как бы это ни было тяжело признать, но христианин не может оставаться христианином и при этом исполнять некоторую работу, участвовать в ряде мероприятий и общаться полноценно с определёнными людьми.
Человек, который это осознал и понял, что необходимо как-то менять ситуацию, неизбежно будет испытывать страх. Ему будет казаться, что, если он откажется от сомнительной с точки зрения нравственности профессии, разорвёт отягощающие его общественные связи, чётко определит свои приоритеты перед домашними, он неизбежно потеряет. Останется дыркой от бублика. И поэтому апостол Павел подбодряет нас, чтобы мы не поддавались подобным страхам. Если мы рискнём и отрежем всё то, что тяготит нашу совесть, ради Христа, если мы перестанем вовлекаться в те отношения, которые подтачивали на протяжение долгих лет нашу жизнь, ради свободы в Боге, Господь восполнит эту пустоту. Он даст нам именно то, что мы искали прежде в окружающих, вступая ради этого в сомнительные отношения, и не могли найти. Полнота будет жить в нашем сердце, которое, по словам апостола Павла, перестанет быть тесным, оно расширится. Бог даст нам целостность, ясность, тепло и любовь, которые преобразят всю нашу деятельность, и которыми мы, сохраняя свою духовную свободу, сможем щедро делиться с теми, кто нас окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Юрий Кугач. «Подшивает валенки»
— Андрюша, посмотри, какая душевная картина, называется «Подшивает валенки».
— О, это Юрий Кугач — один самых ярких художников середины двадцатого века! Его работы, сестрёнка, и впрямь отличаются особой теплотой. Здесь, в Тверской картинной галерее, есть несколько полотен замечательного автора. «Подшивает валенки» — одно из самых моих любимых.
— И мне так нравится! Угол крестьянской избы. На резном деревянном стуле сидит старик — седой, худощавый. На одну руку у него надет видавший виды валенок, а другой он держит портняжную иглу. Тут же на табурете лежат инструменты и клубок суровых ниток. Дед изображён в полупрофиль со спины, лица почти не видно.
— Но при этом характер угадывается!
— Точно! Смотри, в избе уже сумерки, а старик свет не включает, работает возле самого окна, распахнув занавески. Хотя зрение у него слабое, толстые роговые очки на носу. Экономный!
— А может, просто электричества в доме нет. Картина написана в 1955 году, в то время в некоторых деревнях ещё освещали дома керосиновыми лампами. Вот такими, как на стене у нашего старика. Но ты, Алла, безусловно, права — он и впрямь бережливый. В середине двадцатого века крестьяне старались продлить век всякой вещи, не торопились покупать новое. Потому и подшивает герой картины старые валенки.
— Из-за бедности?
— Да, жили небогато. Лучшую одежду и обувь надевали на праздник, а потом бережно укладывали в сундук до следующего раза. А повседневную использовали до тех пор, пока она не ветшала окончательно.
— Это созвучно современной философии осознанного потребления, когда люди стараются не выбрасывать то, что ещё может послужить. Так они пытаются остановить загрязнение планеты.
— Об экологии сельские жители в пятидесятых годах, конечно, вряд ли задумывались, но в их домах точно не было ничего лишнего. Посмотри на картину — бревенчатые стены, стул, стол, керосиновая лампа да календарь на стене.
— Юрий Кугач видел свою красоту в такой скромной обстановке.
— Да, он любовался крестьянским бытом в своих картинах. В 1950 году художник купил дом в деревне Малый Городок в Тверской области, переехал туда с семьёй. И на протяжении многих лет сельские жители оставались героями его жанровых полотен.
— А сам Кугач откуда родом?
— Юрий Петрович родился в Суздале, но рано покинул отеческий дом. В четырнадцать лет отправился в Москву, поступил в техникум изобразительного искусства. Затем учился в Московском художественном институте имени Сурикова, там же окончил аспирантуру и преподавал рисунок.
— Значит, юность и молодость Кугача прошли в столице. Почему же он вдруг переехал в глубинку Тверской области?
— Вовсе не вдруг. Неподалёку от деревни Малый Городок располагается Академическая дача. Эта творческая база российских живописцев, она открылась ещё в конце девятнадцатого века. Там работали Репин, Куинджи, Левитан, Васнецов. После революции дачу приспособили под детский лагерь, а в 1948 году её вернули художникам. Юрий Кугач был одним из тех, кто осваивал новые мастерские. Вблизи Академички, как ласково назвали дачу её обитатели, он и поселился. И прожил там до конца своих дней.
— Как удивительно, Андрюша. Жил человек в лесной глуши, посвящал картины сельским жителям. Нет в его работах ничего необычного — а как они волнуют!
— Это неслучайно. Юрий Кугач говорил, что суть искусства в том, чтобы с помощью знакомых, понятных образов вызывать у зрителя добрые чувства и глубокие мысли. Вот и мы с тобой, глядя на картину «Подшивает валенки», удивлялись, радовались, размышляли. На это и надеялся художник, когда писал своё полотно.
Картину Юрия Кугача «Подшивает валенки» можно увидеть в Тверской областной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Юрий Кугач. «Первые шаги»
— Не могла предположить, что вас так заинтересует мой семейный альбом, Андрей Борисович!
— Разве могло быть иначе, Маргарита Константиновна? По фотографиям можно проследить, какой путь человек прошёл в жизни, увидеть истоки его души. Школьные, юношеские кадры открыли мне вас с новых сторон и как будто сделали ещё роднее.
— Правда? Ну тогда я вам сейчас покажу, как выглядели мои первые шаги на жизненном пути. Вот, взгляните.
— Неужели малышка в смешном белом чепчике — это вы?
— Ну конечно! Преодолеваю расстояние в один метр от старшей сестры к маме. А бабушка смотрит на нас и смеётся. Это папа фотографировал.
— Чудесная фотография! И кстати, она мне напомнила картину Юрия Кугача «Первые шаги». Помните её?
— Помню и очень люблю. Я в свое время видела эту работу в Нижегородском художественном музее. И у меня ведь репродукция была. Где же, где же... Не на дачу же я ее увезла?.. Нет, вот она, на полке, за книги спряталась!
— Согласитесь, композиция один в один.
— Да, похоже. В центре на заднем плане старушка. Слева — молодая женщина, напротив неё — девочка-подросток. Они образовали круг, в котором топает кроха в тёплом платьице. Мама вытянула вперед руки, манит младшую дочку, и дитя доверчиво тянется в ответ.
— Первые шаги человек делает навстречу любви.
— Какая неожиданная мысль! И она мне нравится.
— Эта картина богата на смыслы. Над ней можно размышлять бесконечно. Одно только колористическое решение чего стоит!
— Да, цвета богатые! Яркие, насыщенные.
— И говорящие! Смотрите — все четыре героини в одеждах ярко-красного цвета, который традиционно олицетворяет жизнь. При этом оттенки разнятся между собой. На малышке платье розоватое, пёстрое. Девочка подросток — в ярко-алом.
— А в одеждах бабушки с красным соседствует синий.
— Цвет неба! И кровать, на которую она опирается, покрыта васильковым одеялом из лоскутков. Автор показывает так, что для пожилой женщины настало время перехода из земной жизни в вечность. Об этом напоминают и гирьки часов-ходиков слева на стене.
— О быстротечности жизни говорит сам набор персонажей: младенец, девочка, женщина, старушка. Этот приём уже неоднократно использовался в живописи. Ещё в шестнадцатом веке немецкий художник Ганс Бальдунг написал несколько картин на тему старения.
— И австрийский живописец Густав Климт в начале двадцатого века живописал в своей работе «Три возраста» переход женщины от детства к расцвету, а потом к увяданию. Но, Маргарита Константиновна, все полотна, что мы с вами припомнили, показывают старость как неизбежное фиаско — неудачу, провал. А у Юрия Кугача всё иначе.
— Пожалуй. Если у Климта старуха в отчаянии заламывает руки и закрывает лицо, то здесь бабушка исполнена спокойствия и тишины.
— И художник объясняет, почему это так. Действие картины «Первые шаги» разворачивается на фоне золотистых обоев. На иконах этот оттенок символизирует благодать, присутствие Бога.
— Который есть Любовь.
— В пространстве любви легко делать первые шаги, радостно взрослеть, поднимать детей. И умирать не страшно!
Картину Юрия Кугача «Первые шаги» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Наркиз Бунин. «Незваные критики»
— Андрей! Вот так встреча! Сколько лет, сколько зим!
— Коля! Здравствуй, дорогой! Когда мы с тобой виделись в последний раз? Наверное, в Москве лет пятнадцать назад!
— А теперь, значит, ты к нам во Владимир пожаловал. Какими судьбами?
— Родственников приехал навестить. Душой отдохнуть. У вас тут столько всего интересного. Сейчас вот иду в музейный комплекс «Палаты».
— Это филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника? Как же, знаю, знаю. Бывал.
— А ты, я смотрю, с ящичком для этюдов. Маслом пишешь?
— Нет, акварелью. Хотел сделать несколько набросков в историческом центре. Только боюсь, сейчас там народу много, не дадут спокойно поработать незваные критики.
— Говоришь, незваные критики? А знаешь, что так называется картина художника девятнадцатого века Наркиза Бунина?
— Картина?
— Да, интересное жанровое полотно. Оно, кстати, хранится здесь, во Владимире — в тех самых «Палатах», куда я направляюсь. Сейчас найду изображение в интернете, оценишь. Вот, смотри.
— О, работа и впрямь хороша! Среди поля в погожий летний день устроился художник. Сидит под белым зонтиком на деревянном раскладном стульчике. На коленях открытый этюдник — совсем как у меня. В нём укреплён небольшой холст. Что пишет коллега, нам не видно. А вот крестьяне, стоящие за спиной живописца, с большим интересом наблюдают, как на полотне возникает изображение. Даже работу оставили, хотя время горячее!
— Наверное, это воскресенье, время отдыха. Видишь, как нарядно одеты герои. На мужчинах рубахи праздничных цветов — белая и красная. Женщины в вышитых блузках, ярких юбках — понёвах. Платки повязаны на южный манер — с узелком надо лбом. Полотно написано в Воронежской губернии, Бунин оттуда родом.
— Народ там бойкий. Вон, как оживлённо крестьяне рассуждают между собой о достоинствах свежего полотна! Точно — незваные критики! Сюжет на все времена! В каком году эта картина появилась?
— В 1884-ом. Автор, Наркиз Бунин, в то время учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге.
— Совсем молодой ещё был?
— Двадцать восемь лет. На картине «Незваные критики» Наркиз Николаевич изобразил самого себя. Видишь, он тут с бородкой, не юнец.
— Что ж так поздно художник учиться пошёл?
— Он уже получил образование в Горном институте и служил в императорском гвардейском полку в чине поручика. На досуге рисовал сценки из армейских будней. Талант офицера отметил командир, великий князь Владимир Романов. Он посоветовал Наркизу совершенствовать мастерство и позволил совмещать службу с учёбой в Академии художеств.
— В полку, наверное, любили картины Бунина. Вон, как живо он писал — с огоньком, с юмором. Причём, с добрым. По себе знаю, как трудно бывает не раздражаться, когда из-за плеча подглядывают и выносят суждения. А Наркиз Николаевич изобразил своих непрошеных судей с большой симпатией и теплотой.
— Да, картина «Незваные критики» написана с любовью к людям. Потому она и у однополчан Наркиза Бунина вызывала сердечные улыбки, и нашим современникам нравится. Пойдём вместе в музей, убедишься в этом.
— А пойдём! Взгляну на талантливую работу коллеги своими глазами!
Картину Наркиза Бунина «Незваные критики» можно увидеть во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России