
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Люди, которые только-только начинают знакомиться с историей Церкви, обычно убеждены, что жизнь святых древности была, безусловно, очень интересной, героической, а ещё радостной и безоблачной. А как же иначе — ведь святые просто обязаны быть хранимы от всех бед Богом! На самом деле, в биографиях даже таких великих святых, как апостол Павел, можно найти описание многих печальных моментов, когда им приходилось переносить большие скорби, оказываться в почти безвыходных бедственных ситуациях. Об одном из таких эпизодов, собственно, и говорится в сегодняшнем чтении из второго послания апостола Павла к христианам города Коринф.
Второе послание к коринфянам было составлено Павлом в конце его миссионерского путешествия по имперской провинции Асия. Так в Римском государстве именовался регион в Малой Азии, административный центр которого находился в городе Эфесе. Теперь эта территория является частью Турции, а тогда, в первом веке по Рождестве Христовом, в Асии проживало грекоязычное население. Апостол Павел впервые посетил Эфес примерно в 54 году по Рождестве Христовом и вернулся сюда вновь пару лет спустя. В прозвучавшем отрывке он вспоминает события, случившиеся с ним во время второго посещения этого города.
Проповедь Павла произвела на эфесян и остальных жителей Асии огромное впечатление. Евреи и язычники принимали крещение, покорённые красноречием апостола, а также видя чудеса исцеления, которые он во множестве совершал. Эфесяне брали у Павла элементы его одежды или просили его благословлять платки. Через прикосновение к этим вещам люди исцелялись от своих болезней. По молитве апостола Павла многие получали свободу от злых духов. Случаи беснования были для Эфеса не редкостью, поскольку в городе имелся развитый языческий культ богини Артемиды, в храме которой по ночам проходили так называемые мистерии — а по факту моления злым духам.
Проповедь апостола Павла была настолько яркой и плодотворной, что многие жители Эфеса и остальной Асии прилюдно жгли магические книги, которые хранились у них дома. Храм Артемиды стал нести убыток — количество его посетителей благодаря Павлу значительно уменьшилось. В особенности, пострадали в финансовом плане ремесленники, которые изготавливали для продажи фигурки Артемиды. Один из них, серебряных дел мастер Димитрий, подговорил остальных мастеров и поднял против Павла бунт. Разъярённые ремесленники с криками «Велика Артемида Ефесская!» хотели расправиться с Павлом и его спутниками. Апостол оказался под угрозой жестокой смерти от рук невменяемой толпы, но благодаря местным служителям закона бунт был утихомирен. Павлу пришлось покинуть Эфес.
Вспоминая те события в своём втором послании к коринфянам, он благодарит Бога за дарованное спасение и возможность продолжить дело проповеди Христа. Случай в Эфесе в жизни Павла не был единичным. В других городах империи ему также постоянно угрожала опасность (апостола ругали, прогоняли и даже били), но несмотря на все препятствия весть о Спасителе распространялась по империи. А апостол, невзирая на все беды, продолжал вплоть до своей кончины в Риме говорить людям о Евангелии и спасении, дарованном Христом.
Пережитые святым апостолом испытания учат нас, во-первых, мужеству и стойкости. Господь не обещал нам лёгкой прогулки по жизненному пути. Но Он и никогда не отказывает нам в помощи. Вторая вещь, о которой напоминает нам апостол сегодня, это то, что Бог нас любит и никогда не оставит одних — даже перед лицом самых горестных испытаний. Если только мы сами от Творца не отвернёмся...
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О заступничестве Божьей Матери

Сегодня 20 октября. Церковь чтит Псково-Печерскую Икону Божией Матери «Умиление», явленную в 1524 году.
О заступничестве Божьей Матери — священник Захарий Савельев.
Псков являлся нашим неким форпостом западного края Руси. Именно поэтому сам образ Пресвятой Богородицы не раз был явлен милостью Божию во времена захватчиков с Запада.
Когда во времена нашествия Наполеона был осаждён Полоцк, псковичи боялись нашествия иноземцев и особенно усердно молились Божией Матери, спрашивая у неё заступничества. В 1581 году Стефан Баторий, пытавшийся осадить Псков, потерпел поражение, и православная традиция относится к молитвенному заступничеству Божией Матери, которое было явлено через эту чудотворную икону.
Так Господь устроил, что и этот чудотворный лик, находящийся в стенах Псково-Печерской обители, уцелел и в эпоху лихолетья XX века. Как мы с вами знаем, Псково-Печерский монастырь не закрывался во время Великой Отечественной войны и во время революции ни на один день.
И эта духовная преемственность позволила особенно сохраниться образу Божией Матери, который, как я уже сказал, находится в этом монастыре, и огромное количество паломников на протяжении уже нескольких веков притекают к образу Божией Матери, чтобы поклониться ей и спросить духовного заступничества.
Все выпуски программы Актуальная тема