
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Люди, которые только-только начинают знакомиться с историей Церкви, обычно убеждены, что жизнь святых древности была, безусловно, очень интересной, героической, а ещё радостной и безоблачной. А как же иначе — ведь святые просто обязаны быть хранимы от всех бед Богом! На самом деле, в биографиях даже таких великих святых, как апостол Павел, можно найти описание многих печальных моментов, когда им приходилось переносить большие скорби, оказываться в почти безвыходных бедственных ситуациях. Об одном из таких эпизодов, собственно, и говорится в сегодняшнем чтении из второго послания апостола Павла к христианам города Коринф.
Второе послание к коринфянам было составлено Павлом в конце его миссионерского путешествия по имперской провинции Асия. Так в Римском государстве именовался регион в Малой Азии, административный центр которого находился в городе Эфесе. Теперь эта территория является частью Турции, а тогда, в первом веке по Рождестве Христовом, в Асии проживало грекоязычное население. Апостол Павел впервые посетил Эфес примерно в 54 году по Рождестве Христовом и вернулся сюда вновь пару лет спустя. В прозвучавшем отрывке он вспоминает события, случившиеся с ним во время второго посещения этого города.
Проповедь Павла произвела на эфесян и остальных жителей Асии огромное впечатление. Евреи и язычники принимали крещение, покорённые красноречием апостола, а также видя чудеса исцеления, которые он во множестве совершал. Эфесяне брали у Павла элементы его одежды или просили его благословлять платки. Через прикосновение к этим вещам люди исцелялись от своих болезней. По молитве апостола Павла многие получали свободу от злых духов. Случаи беснования были для Эфеса не редкостью, поскольку в городе имелся развитый языческий культ богини Артемиды, в храме которой по ночам проходили так называемые мистерии — а по факту моления злым духам.
Проповедь апостола Павла была настолько яркой и плодотворной, что многие жители Эфеса и остальной Асии прилюдно жгли магические книги, которые хранились у них дома. Храм Артемиды стал нести убыток — количество его посетителей благодаря Павлу значительно уменьшилось. В особенности, пострадали в финансовом плане ремесленники, которые изготавливали для продажи фигурки Артемиды. Один из них, серебряных дел мастер Димитрий, подговорил остальных мастеров и поднял против Павла бунт. Разъярённые ремесленники с криками «Велика Артемида Ефесская!» хотели расправиться с Павлом и его спутниками. Апостол оказался под угрозой жестокой смерти от рук невменяемой толпы, но благодаря местным служителям закона бунт был утихомирен. Павлу пришлось покинуть Эфес.
Вспоминая те события в своём втором послании к коринфянам, он благодарит Бога за дарованное спасение и возможность продолжить дело проповеди Христа. Случай в Эфесе в жизни Павла не был единичным. В других городах империи ему также постоянно угрожала опасность (апостола ругали, прогоняли и даже били), но несмотря на все препятствия весть о Спасителе распространялась по империи. А апостол, невзирая на все беды, продолжал вплоть до своей кончины в Риме говорить людям о Евангелии и спасении, дарованном Христом.
Пережитые святым апостолом испытания учат нас, во-первых, мужеству и стойкости. Господь не обещал нам лёгкой прогулки по жизненному пути. Но Он и никогда не отказывает нам в помощи. Вторая вещь, о которой напоминает нам апостол сегодня, это то, что Бог нас любит и никогда не оставит одних — даже перед лицом самых горестных испытаний. Если только мы сами от Творца не отвернёмся...
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки