
2 Кор., 194 зач., XI, 31 — XII, 9.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Любое научное открытие начинается с фантазии. Вдохновлённый учёный сначала мечтает, чего бы он хотел добиться, а затем уже ищет инструменты для достижения поставленной цели. Так поступал, например, Константин Циолковский, ещё в начале двадцатого века обосновавший возможность полётов человека в космос и освоения людьми внеземного пространства. Циолковский скончался в 1935 году, так и не увидев старта первой космической ракеты, но именно его идеи и расчёты, в конце концов, позволили человечеству преодолеть земное притяжение.
В сегодняшнем чтении из послания апостола Павла к коринфянам речь тоже идёт, в каком-то смысле, о выходе за пределы привычной нам земной реальности. Павел говорит о пережитом неким человеком удивительном опыте — о пребывании на третьем небе, где обитают неописуемые существа, говорящие на языке, передать который адекватно совершенно невозможно. С древних времён существует предание, что прикровенно апостол Павел в данном месте послания говорит о себе самом и своём мистическом переживании общения с Богом.
Что же имел в виду святой, говоря о третьем небе? Здесь необходимо знать некоторые детали религиозного мышления людей той эпохи. Читатели апостола различали три типа неба: облачное, находящееся над ним звёздное и, наконец, совершенно недоступное духовное — место (если так можно выразиться) пребывания Бога и ангелов. Получается — апостол каким-то удивительным образом преодолел два первых (физических) уровня и оказался на третьем — сверхприродном.
Интересно, что описанный Павлом опыт стал фактически ответом на коммунистическую критику Церкви во времена Советского Союза, когда глава государства Никита Хрущёв самодовольно говорил: «Гагарин в космос летал, а Бога не видал». Конечно же, ещё с самых древних времен христиане не считали межзвёздную или межпланетную пустоту местом обитания Бога. А всегда подчёркивали абсолютную инаковость Царства Божия привычным нам категориям реальности.
Чем ещё ценен для нас опыт апостола Павла? Тем, что он демонстрирует возможность для человека уже здесь, во время земной жизни, стать сопричастником Божественной вечности. Святой пишет коринфянам, что вознесение до третьего неба случилось четырнадцать лет назад — то есть в самом начале апостольского служения Павла. И все эти годы пережитый опыт вдохновлял его, наполнял сердце и душу радостью, укреплял перед лицом гонений и преследований.
Даже святому человеку подчас непросто устоять перед гордостью. Созерцание Царства Божия, которого удостоился Павел, было не только ценным, но и опасным опытом. Потому что мистическое переживание могло склонить апостола к мысли о собственной исключительности. Для, так сказать, «заземления» Господь послал Своему проповеднику вразумление. Или как пишет сам святой — «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Большая часть толкователей утверждает, что в данном случае речь идёт о какой-то болезни, напоминавшей Павлу, что он (при огромном количестве талантов) всё же человек.
Чему учит нас сегодняшнее апостольское чтение? Сразу нескольким вещам. Во-первых, тому, что главной мечтой нашей жизни должно быть Царство Божие. И речь не о болезненных фантазиях или о дурном эскапизме — попытке сбежать от жизни с её трудностями. «Царство Божие силою берётся», — говорит Христос. Каждый день нашей жизни мы должны проходить по-христиански, по заповедям Божиим, трудясь и радуясь, что мы — соработники Господа, проводники Его исцеляющей благодати.
Во-вторых, будем готовы к тому, что Бог, воспитывая нас, не давая нам задирать горделиво нос, будет посылать нам наше жало в плоть. Чтобы мы не возносились и не самообольщались. А помнили, что источником наших талантов является наш Творец. Ну и, наконец, третье. Господь никогда нас не бросит и не предаст. Об этом нужно помнить всегда. Как бы нам тяжело ни приходилось. Если даже в достижении добрых земных целей Господь помогает людям (как в случае Циолковского с его мечтой о космосе), то уж в отношении нашего главного призвания — быть гражданами Неба — Отец Небесный обязательно нас укрепит и поддержит. Потому — не будем бояться, но станем творить правду Божию.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер