2 Кор., 194 зач., XI, 31 — XII, 9.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любое научное открытие начинается с фантазии. Вдохновлённый учёный сначала мечтает, чего бы он хотел добиться, а затем уже ищет инструменты для достижения поставленной цели. Так поступал, например, Константин Циолковский, ещё в начале двадцатого века обосновавший возможность полётов человека в космос и освоения людьми внеземного пространства. Циолковский скончался в 1935 году, так и не увидев старта первой космической ракеты, но именно его идеи и расчёты, в конце концов, позволили человечеству преодолеть земное притяжение.
В сегодняшнем чтении из послания апостола Павла к коринфянам речь тоже идёт, в каком-то смысле, о выходе за пределы привычной нам земной реальности. Павел говорит о пережитом неким человеком удивительном опыте — о пребывании на третьем небе, где обитают неописуемые существа, говорящие на языке, передать который адекватно совершенно невозможно. С древних времён существует предание, что прикровенно апостол Павел в данном месте послания говорит о себе самом и своём мистическом переживании общения с Богом.
Что же имел в виду святой, говоря о третьем небе? Здесь необходимо знать некоторые детали религиозного мышления людей той эпохи. Читатели апостола различали три типа неба: облачное, находящееся над ним звёздное и, наконец, совершенно недоступное духовное — место (если так можно выразиться) пребывания Бога и ангелов. Получается — апостол каким-то удивительным образом преодолел два первых (физических) уровня и оказался на третьем — сверхприродном.
Интересно, что описанный Павлом опыт стал фактически ответом на коммунистическую критику Церкви во времена Советского Союза, когда глава государства Никита Хрущёв самодовольно говорил: «Гагарин в космос летал, а Бога не видал». Конечно же, ещё с самых древних времен христиане не считали межзвёздную или межпланетную пустоту местом обитания Бога. А всегда подчёркивали абсолютную инаковость Царства Божия привычным нам категориям реальности.
Чем ещё ценен для нас опыт апостола Павла? Тем, что он демонстрирует возможность для человека уже здесь, во время земной жизни, стать сопричастником Божественной вечности. Святой пишет коринфянам, что вознесение до третьего неба случилось четырнадцать лет назад — то есть в самом начале апостольского служения Павла. И все эти годы пережитый опыт вдохновлял его, наполнял сердце и душу радостью, укреплял перед лицом гонений и преследований.
Даже святому человеку подчас непросто устоять перед гордостью. Созерцание Царства Божия, которого удостоился Павел, было не только ценным, но и опасным опытом. Потому что мистическое переживание могло склонить апостола к мысли о собственной исключительности. Для, так сказать, «заземления» Господь послал Своему проповеднику вразумление. Или как пишет сам святой — «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Большая часть толкователей утверждает, что в данном случае речь идёт о какой-то болезни, напоминавшей Павлу, что он (при огромном количестве талантов) всё же человек.
Чему учит нас сегодняшнее апостольское чтение? Сразу нескольким вещам. Во-первых, тому, что главной мечтой нашей жизни должно быть Царство Божие. И речь не о болезненных фантазиях или о дурном эскапизме — попытке сбежать от жизни с её трудностями. «Царство Божие силою берётся», — говорит Христос. Каждый день нашей жизни мы должны проходить по-христиански, по заповедям Божиим, трудясь и радуясь, что мы — соработники Господа, проводники Его исцеляющей благодати.
Во-вторых, будем готовы к тому, что Бог, воспитывая нас, не давая нам задирать горделиво нос, будет посылать нам наше жало в плоть. Чтобы мы не возносились и не самообольщались. А помнили, что источником наших талантов является наш Творец. Ну и, наконец, третье. Господь никогда нас не бросит и не предаст. Об этом нужно помнить всегда. Как бы нам тяжело ни приходилось. Если даже в достижении добрых земных целей Господь помогает людям (как в случае Циолковского с его мечтой о космосе), то уж в отношении нашего главного призвания — быть гражданами Неба — Отец Небесный обязательно нас укрепит и поддержит. Потому — не будем бояться, но станем творить правду Божию.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия