
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Тема только что прозвучавшего отрывка — щедрость. Апостол Павел говорит о том, что из-за щедрости ещё никто не разорился. Одно из древних христианских выражений так и звучит: «блаженны те, кто даёт, а не принимает». Поэтому Павел сравнивает щедрого человека с сеятелем. Давать другому — это всё равно что сеять. Если сеешь скупо, то и пожнёшь скупо, если сеешь щедро, то получишь обильный урожай.
Что же именно может каждый из нас отдать другому? Конечно же, в некоторых случаях речь идёт о материальных благах. Протянуть голодному кусок хлеба — щедрость; приютить бездомного — щедрость; одеть нагого — щедрость. Однако не только это. Щедростью является и наша способность бескорыстно отдавать ближним своё время, свои силы и свои душевные способности. Ну и, конечно же, самая большая щедрость, на которую способен человек, — передавать окружающим то духовное состояние, которое мы приобрели, благодаря своей жизни во Христе. Делиться с людьми той благодатью, которая живёт в нашем сердце. Если внимательно вчитываться в текст Евангелия и Апостола, то мы увидим, что это является основой христианской жизни. Задача последователей Спасителя не копить духовные богатства для себя, а передавать их другим людям. Делится с ними той радостью, которую мы ощущаем, живя в Церкви. Поэтому апостол Павел и замечает: «горе мне, если я не благовествую». Он прекрасно понимал, что, если не передавать тот бесценный дар новой жизни, который он обрёл в Церкви Христовой, он зароет свой талант. Тот свет, который горит в его душе, погаснет. С дарованной ему благодатью случится то же самое, что происходит с ручьём, когда он встречает на пути непреодолимое препятствие. Какой бы быстрый, чистый, прохладный он ни был, если впереди запруда, ему суждено превратится со временем в затхлое, грязное болотце.
И ещё один важный момент: согласно апостолу Павлу, Бог обогащает нас Своей благодатью именно в ответ на нашу готовность делиться этим состоянием с другими. Если мы делаем шаг навстречу тем, с кем вчера у нас была вражда, признаём свои ошибки перед теми, кого обидели сами, примиряемся с людьми, которые в прошлом обманули или предали нас. Если подобной готовности нет, то и благодать не появится. Не появится даже если мы старательно исполняем все церковные предписания. А зачем ей появляться, если все равно ей суждено превратиться в болотце?
Вероятно, здесь и скрывается ответ на вопрос, который мы нередко себе задаём: почему Бог не приходит в мою жизнь? Почему я не живу в той радости Царства Небесного, которая, по словам Спасителя, — отличительный признак сердечного состояния Его учеников? Может, потому что вижу цель своей христианской жизни лишь в бесконечном самосовершенствовании ради самосовершенствования? Не является ли желание этого скрытой работой нашего больного эгоизма, который старается адаптировать Евангелие под себя? Который хочет, чтобы мы работали над собой лишь для того, чтобы хорошо выглядеть в своих глазах, глазах окружающих, Бога, и чтобы в конечном итоге хорошо было только нам? Возможно, необходимо сместить акценты? Вспомнить слова Спасителя, который, посылая Своих учеников на проповедь говорит им: «Даром получили, даром давайте». Ведь каждый из нас, каким бы никчемным человеком себя ни считал, имеет нечто, чем может с щедростью поделиться с теми, кто его окружает: благодатным даром прощения и принятия, который он получил просто так, ни за что, когда Господь нашёл его заблудшего и привёл домой, в Свою Церковь.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (02.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 187 зач., VIII, 16 - IX, 5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какие условия необходимы для того, чтобы совершать по-настоящему добрые дела? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 8-й и 9-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.
17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.
18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование,
19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию,
20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению;
21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.
23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.
24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.
Глава 9.
1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,
2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,
4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, не говорю «вы», похвалившись с такою уверенностью.
5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
Из посланий апостола Павла мы знаем, что христианская община Иерусалима переживала не лучшие времена. Поэтому христиане города Коринф собрали для неё пожертвования. В только что прозвучавшем отрывке идет обсуждение вопроса, кто, как и когда должен доставить эти пожертвования в Иерусалим.
Апостол Павел представляет коринфянам посыльных. Это делегация, во главе которой будет стоять апостол Тит и ещё два ученика Христовых. Каждому из трёх делегатов Павел даёт краткую характеристику. В первую очередь он описывает их моральные качества. Апостол рекомендует их как людей надёжных и верных. Каждый из них много потрудился ради дела распространения Евангелия и созидания Церкви, а потому достоин всяческого доверия и уважения. Одним словом, Павел делает всё от него зависящее, чтобы развеять всякие подозрения у тех, кто боялся, что деньги будут использованы не по назначению.
Но что примечательно, апостол понимает, что этих слов недостаточно. Даже после таких рекомендаций у кого-то останутся сомнения, а, возможно, и недовольства. Ведь речь идёт об отказе от своего имущества. А потому, похвалив своих посланников, он переходит к поощрению уже самих коринфян. Он подчёркивает их добродетельность и усердие в исполнении заповеди любви. Они молодцы, что понудили себя и сделали первый шаг, собрали средства. Теперь осталось напрячься совсем чуть-чуть и доброе дело сделано. Но и после этого апостол не останавливается. Он знает, как инертен бывает человек, когда речь идёт о добродетели. Тем более, когда приходится отдавать своё. А потому в конце он добавляет: пожертвование должно восприниматься самими жертвователями «как благословение, а не как побор». Павел сделал всё от себя зависящее, чтобы приготовить людей к действию, но решение остаётся за ними. Если они отдают милостыню, то должны сделать это свободно, чтобы потом втайне не скрежетать зубами, что лишились своего имущества.
Этот отрывок иллюстрирует важную духовную закономерность. Лучше заранее распрощаться с иллюзией, что заповедь Спасителя о служении ближним — это лёгкое дело. Это именно то дело, которое всегда встретит массу преград на своём пути. И в первую очередь во мне самом. Ведь я очень тяжёл на подъём. Мне постоянно нужны гарантии, что я не потеряю и не останусь в убытке. А потому я жду каких-то дополнительных стимулов. Мне необходимо, чтобы похвалили тех людей, ради которых я это делаю, и тех, при помощи которых я это делаю. Чтобы похвалили меня. Чтобы я это делал не один, но видел, что ещё кто-то делает это рядом. Но даже при всём этом у меня неизбежно останутся сомнения. Это сопротивление моего эго. Оно чувствует, что в конечном счёте мне неизбежно что-то придётся от себя оторвать, чего-то лишиться. Как минимум будет нарушен мой покой. А потому всё, что остаётся сделать в этом случае, — довериться Богу. И помолясь, понудить, то есть заставить себя сделать этот шаг. Через «не хочу». Вопреки сомнениям и страхам. Ведь чем они сильнее, тем больше та духовная польза, которую я в итоге принесу своим поступком самому себе и окружающим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сестричеству милосердия в Белгороде вновь нужна наша помощь

«У нас в Марфо-Мариинском сестричестве милосердия жизнь кипит, как в муравейнике! Непрерывная цепочка: кто-то сортирует помощь, кто-то собирает продуктовые наборы, другие — готовят обеды для нуждающихся и раздают вещи...», — рассказывает Елена Химченко, старшая сестра милосердия из города Белгорода.
Елена вместе с командой других сестёр и волонтёров ежедневно помогает нуждающимся — в большинстве своём это те, кто пострадал от боевых действий, потерял дом. «Меня поразила история двух мужчин из Харьковской области. Этой весной они решили сами эвакуироваться в Россию. И по дороге обнаружив тяжелораненого российского солдата, не прошли мимо, оказали ему первую помощь и взяли с собой. Шли почти десять километров по полям, по льду рек. Им чудом удалось выжить», — вспоминает сестра милосердия.
«Сегодня эвакуация из Харьковской области продолжается. К нам обращается много пожилых людей, которые оставались в своих домах до последнего, но из-за дронов больше не могут. Им нужны продукты, средства гигиены, одежда, ведь они приезжают совсем без всего, берут только документы. Мы стараемся закрыть все их потребности, да и просто поддержать словом, утешить» — говорит Елена Химченко.
Фонд «Мои друзья» при поддержке Радио ВЕРА продолжает помогать Марфо-Мариинскому сестричеству милосердия и людям, пострадавшим от боевых действий. В настоящее время фонд ведёт сбор для закупки средств гигиены и бытовой химии. Планируется отправить в Белгород около 200 наборов со всем необходимым. Присоединяйтесь к помощи ближним, переходите на сайт фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов