
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Тема только что прозвучавшего отрывка — щедрость. Апостол Павел говорит о том, что из-за щедрости ещё никто не разорился. Одно из древних христианских выражений так и звучит: «блаженны те, кто даёт, а не принимает». Поэтому Павел сравнивает щедрого человека с сеятелем. Давать другому — это всё равно что сеять. Если сеешь скупо, то и пожнёшь скупо, если сеешь щедро, то получишь обильный урожай.
Что же именно может каждый из нас отдать другому? Конечно же, в некоторых случаях речь идёт о материальных благах. Протянуть голодному кусок хлеба — щедрость; приютить бездомного — щедрость; одеть нагого — щедрость. Однако не только это. Щедростью является и наша способность бескорыстно отдавать ближним своё время, свои силы и свои душевные способности. Ну и, конечно же, самая большая щедрость, на которую способен человек, — передавать окружающим то духовное состояние, которое мы приобрели, благодаря своей жизни во Христе. Делиться с людьми той благодатью, которая живёт в нашем сердце. Если внимательно вчитываться в текст Евангелия и Апостола, то мы увидим, что это является основой христианской жизни. Задача последователей Спасителя не копить духовные богатства для себя, а передавать их другим людям. Делится с ними той радостью, которую мы ощущаем, живя в Церкви. Поэтому апостол Павел и замечает: «горе мне, если я не благовествую». Он прекрасно понимал, что, если не передавать тот бесценный дар новой жизни, который он обрёл в Церкви Христовой, он зароет свой талант. Тот свет, который горит в его душе, погаснет. С дарованной ему благодатью случится то же самое, что происходит с ручьём, когда он встречает на пути непреодолимое препятствие. Какой бы быстрый, чистый, прохладный он ни был, если впереди запруда, ему суждено превратится со временем в затхлое, грязное болотце.
И ещё один важный момент: согласно апостолу Павлу, Бог обогащает нас Своей благодатью именно в ответ на нашу готовность делиться этим состоянием с другими. Если мы делаем шаг навстречу тем, с кем вчера у нас была вражда, признаём свои ошибки перед теми, кого обидели сами, примиряемся с людьми, которые в прошлом обманули или предали нас. Если подобной готовности нет, то и благодать не появится. Не появится даже если мы старательно исполняем все церковные предписания. А зачем ей появляться, если все равно ей суждено превратиться в болотце?
Вероятно, здесь и скрывается ответ на вопрос, который мы нередко себе задаём: почему Бог не приходит в мою жизнь? Почему я не живу в той радости Царства Небесного, которая, по словам Спасителя, — отличительный признак сердечного состояния Его учеников? Может, потому что вижу цель своей христианской жизни лишь в бесконечном самосовершенствовании ради самосовершенствования? Не является ли желание этого скрытой работой нашего больного эгоизма, который старается адаптировать Евангелие под себя? Который хочет, чтобы мы работали над собой лишь для того, чтобы хорошо выглядеть в своих глазах, глазах окружающих, Бога, и чтобы в конечном итоге хорошо было только нам? Возможно, необходимо сместить акценты? Вспомнить слова Спасителя, который, посылая Своих учеников на проповедь говорит им: «Даром получили, даром давайте». Ведь каждый из нас, каким бы никчемным человеком себя ни считал, имеет нечто, чем может с щедростью поделиться с теми, кто его окружает: благодатным даром прощения и принятия, который он получил просто так, ни за что, когда Господь нашёл его заблудшего и привёл домой, в Свою Церковь.
Псалом 4. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Задумываясь о борьбе со страстями, верующие люди часто не понимают, что же именно является целью подобной борьбы? Ответить на этот вопрос помогает 4-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 4.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце моё веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даёшь мне жить в безопасности.
Необходимость аскетики как духовного труда обычно не вызывает никаких сомнений у верующего человека. Однако сомнения возникают в тот момент, когда человек задумывается над мерой усилий, которые приходится прикладывать. И тут у каждого свои трудности: кто-то не может понять меру еды, чтобы не скатиться в чревоугодие. Другой с трудом контролирует эмоции и не может вовремя остановиться. Скажем, нередко человек, который кается в гневе, не может понять, перегнул он палку или нет, когда делал замечание по поводу плохо сделанной работы или плохого поведения. Ведь, если реакция бывает чрезмерно жёсткой, люди, даже в целом согласные с тем, что работа сделана плохо, эмоционально оказываются на стороне виноватого. Они так и говорят: сотрудник, конечно, неправ и работать действительно надо лучше, но так его наказывать — это уж чересчур! Да и тот, на кого чрезмерная реакция направлена, вместо того чтобы прислушаться, начинает защищаться.
В 4-м псалме, который мы сейчас услышали, Давид, обличая тех, кто им пренебрегает, даёт им удивительный совет: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь». И удивителен этот совет в первую очередь тем, что учит внутренней работе по осознанию своих эмоций, которые в итоге из греховных должны стать не греховными и из бесплодных — плодотворными. Люди нередко считают, что любой гнев греховен. На самом же деле, гнев — это способность восставать против всего что неправильно, неправедно и несправедливо. И мы знаем, что Спаситель именно с гневом выгнал менял и торговцев животными из Иерусалимского храма. При этом мы не считаем Его гнев греховным, потому что верим, что он был направлен не на грешников, а на их грех, и был вполне соразмерен их неправоте. Мы же в свою очередь, гневаясь, обычно гневаемся на самих людей, начинаем враждовать против них, из наших сердец исчезает любовь и мы перестаём желать им добра...
Со своей стороны, Давид учит нас тому, чтобы даже в гневе не согрешать, но вдумчиво подходить к своей реакции, размышляя о том, как поступить, даже ложась спать и просыпаясь поутру. Кстати, подобные размышления бывают действительно очень полезны, потому что позволяют всё обдумать и утихомирить, утишить разгневанное сердце. В итоге, человек разумный человек обычно понимает, что его гнев не улучшит ситуацию, но только оскорбит тех, на кого он направлен. Мы рассчитываем, что в своём гневе и в своей правоте можем улучшить дело, но часто только раздуваем конфликт. Вместо этого Давид призывает приносить жертвы правды и уповать на Господа. То есть человек сам должен поступать правильно, являя добрый пример, и полагаться на Господа, Который в итоге всё приведёт ко благу! В 4-м псалме неслучайно звучит вопрос: «кто покажет нам благо?», ведь люди всегда стремятся к порядку и справедливости... Более того, каждый на своём месте в рамках своего дела призван к ним стремиться по мере сил... Впрочем, не забывая, что окончательную правду и справедливость явит только Господь.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего можно начать духовную жизнь? Какое духовное упражнение всякий может попробовать выполнять на каждодневной основе? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 8-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
В то время, когда апостол Павел пишет письмо, отрывок из которого только что прозвучал, в иерусалимской общине возникли серьёзные финансовые затруднения. Ситуация парадоксальная, ведь именно оттуда христианство распространилось по всей Римской империи. В прямом смысле Церковь Иерусалима была Церковью-матерью для всех учеников Христовых. Апостол Павел напоминает об этом во многих своих письмах и призывает верующих к милости и щедрости. Сегодня он напоминает об этом христианам города Коринф. Он приглашает их принять участие в сборе пожертвований для Церкви Иерусалима. И чтобы побудить их к этому делу апостол Павел приводит им в пример христиан Македонии.
В то время Македония — это одна из крупнейших областей Греции. Однако несмотря на то, что территория этой области была весьма обширна, местные церковные общины находились здесь в очень плачевном финансовом состоянии. Христиане Коринфа в материальном плане чувствовали себя значительно лучше. Коринф был административным центром римской провинции Ахаия. Здесь находилась ставка проконсула, был крупный порт, бойко шла торговля. Однако, несмотря на это, коринфские христиане уступали небогатым македонцам в деле благотворительности. Македонцы отправили помощь своим собратьям в Палестине не от избытка, а от сердца. С таким настроением бедная вдова незаметно положила в храмовую казну всего две лепты, в то время как другие напоказ жертвовали целые состояния. Однако именно она получила похвалу от Христа. Обратившись к ученикам, Он сказал: «эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание своё, какое имела».
Обращая внимание коринфян на тихую и незаметную добродетель македонцев, апостол Павел предлагает и нам очень полезный и действенный инструмент духовной жизни. Важный навык, который каждый из нас может в себе сформировать, — умение замечать положительное в окружающих нас людях. На первый взгляд может показаться, что это проще простого. Однако это далеко не всегда так. Ведь зачастую нам в глаза бросается плохое. Его мы замечаем автоматически. На хорошее мы редко обращаем внимание. Мы принимаем его как данность. Кроме того, нам всегда легче увидеть хорошее в своём благодетеле или в том, к кому мы расположены. Но попробуйте увидеть это в парочке бездомных, которые развалились в вагоне электрички. Или в человеке, который нам насолил и сделал больно или же поведение которого весьма вызывающе.
А потому замечать в самых повседневных и порой даже неприглядных действиях и словах окружающих скрытые проявления добродетельности — это непростая задачка. Эта самая настоящая духовная работа, которая будет требовать от нас внимательности, творческого подхода и душевного напряжения. Но если мы приучим себя её выполнять, то со временем заметим, что на душе у нас становится как-то светлее и радостнее. А если мы ещё начнём благодарить Бога за то, что Он постоянно посылает нам эти многочисленные примеры, и, если будем не только благодарить, но ещё и подражать этим добродетелям, многое изменится в нашей жизни. В ней станет больше мира, покоя и доброты.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О доверии Богу». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» говорили о том, в чем может проявляться доверие Богу, как упование на Бога не перепутать с безинициативностью, когда человек не готов сам принимать решения, но ждет, когда все произойдет само по себе, а также почему не все просьбы в молитвах бывают исполнены.
Ведущая: Кира Лаврентьева







