Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

2 Кор., 190 зач., X, 7-18.

Глава 10.

7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.

9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.

10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,

11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.

12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.

13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.

14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.

15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,

16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.

17 Хвалящийся хвались о Господе.

18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Несмотря на то, что апостол Павел был выдающимся проповедником христианства и основателем многих общин, не все верующие относились к нему с уважением. Были те, кто не доверял ему и даже резко его критиковал. Упрёки были совершенно разные. Так, ему напоминали, что некогда он был яростным гонителем Церкви Христовой, укоряли в том, что он привлекал в христианство много язычников и не требовал от них соблюдение иудейского закона, обвиняли в корысти и тщеславии и даже смеялись над его внешностью. Иными словами, стремились всячески дискредитировать авторитет Павла, чтобы пренебречь им как служителем Бога и проповедником Его воли. Те, кто это делал, не были людьми неверующими. Они были достаточно искренни в своей, как им казалось, заботе о судьбе Церкви. Скорее, их терзала ревность и зависть тем успехам, которые сопровождали Павла. И своими обвинениями они пытались заявить о собственной ценности и значимости в деле утверждения христианства.

Поэтому апостол и говорит им: «Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Иными словами: если ты уверен, что ты истинный последователь Спасителя, — это хорошо. Но ты не должен вмешиваться в отношения Бога и ближнего, на которого у Творца могут быть свои планы. Иными словами, в таком важном деле, как проповедь и утверждение Царства Божия, не место амбициозному соперничеству и завистливой конкуренции.

В Евангелии мы находим немало эпизодов, где об этом же говорит Сам Христос. Самый яркий из них — это история о восстановлении в апостольском служении отрёкшегося Петра. Господь троекратно призывает его следовать за Собой и руководить верующими, на что Пётр откликается с горячим энтузиазмом. Однако, завидев, что свидетелем разговора является Иоанн Богослов, он спрашивает Спасителя: «Господи, а он то что?» И получает ответ: «что тебе до него, ты иди за Мной». То есть твоя задача — выполнять Мою волю, а не задумываться о том, какую роль в Моём замысле играет другой человек. Примерно так же Господь отвечает и другим ученикам, когда те с возмущением рассказывают ему, что видели человека, который Его именем изгоняет бесов. Будучи уверены, что лишь они могут использовать имя Учителя в проповеди, они запрещают ему это делать. На это Господь отвечает им: «не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».

Так в человеке действует гордыня. Под её влиянием он всегда стремится поставить в центр мира себя, отодвинув на периферию всех окружающих. Если речь идёт об отношениях с Богом, именно гордыня побуждает нас думать, что лишь я Его первый и самый любимый ребёнок. Господь только мой и ничей больше. А потому лишь я могу решать, кто Его истинный последователь, а кто нет, кому быть рядом с Ним, а кто этого недостоин. Подобным духовным комплексом страдал старший сын, который начал негодовать, когда отец принял в свои объятия его заблудшего младшего брата в притче о блудном сыне.

Поэтому апостол говорит о своих недругах, что «они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно». То есть, они чрезмерно зациклены на себе и судят окружающих и то, в каких отношениях они находятся с Богом, по себе. Это очень близорукий взгляд и заведомо проигрышный. И здесь же он предлагает иную стратегию поведения: «мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог». Ведь от нас в конечном счёте скрыто, что Господь замыслил о наших ближних, как Он ведёт их по жизненному пути и какую роль они играют в Его Промысле. Если мы хотим быть истинными последователями Творца, то этого следует добиваться не унижением других, не постоянными упрёками в их адрес, а постижением того, какая роль в служении Богу и людям отведена конкретно мне. А потому и заканчивается отрывок призывом: «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем