2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Несмотря на то, что апостол Павел был выдающимся проповедником христианства и основателем многих общин, не все верующие относились к нему с уважением. Были те, кто не доверял ему и даже резко его критиковал. Упрёки были совершенно разные. Так, ему напоминали, что некогда он был яростным гонителем Церкви Христовой, укоряли в том, что он привлекал в христианство много язычников и не требовал от них соблюдение иудейского закона, обвиняли в корысти и тщеславии и даже смеялись над его внешностью. Иными словами, стремились всячески дискредитировать авторитет Павла, чтобы пренебречь им как служителем Бога и проповедником Его воли. Те, кто это делал, не были людьми неверующими. Они были достаточно искренни в своей, как им казалось, заботе о судьбе Церкви. Скорее, их терзала ревность и зависть тем успехам, которые сопровождали Павла. И своими обвинениями они пытались заявить о собственной ценности и значимости в деле утверждения христианства.
Поэтому апостол и говорит им: «Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Иными словами: если ты уверен, что ты истинный последователь Спасителя, — это хорошо. Но ты не должен вмешиваться в отношения Бога и ближнего, на которого у Творца могут быть свои планы. Иными словами, в таком важном деле, как проповедь и утверждение Царства Божия, не место амбициозному соперничеству и завистливой конкуренции.
В Евангелии мы находим немало эпизодов, где об этом же говорит Сам Христос. Самый яркий из них — это история о восстановлении в апостольском служении отрёкшегося Петра. Господь троекратно призывает его следовать за Собой и руководить верующими, на что Пётр откликается с горячим энтузиазмом. Однако, завидев, что свидетелем разговора является Иоанн Богослов, он спрашивает Спасителя: «Господи, а он то что?» И получает ответ: «что тебе до него, ты иди за Мной». То есть твоя задача — выполнять Мою волю, а не задумываться о том, какую роль в Моём замысле играет другой человек. Примерно так же Господь отвечает и другим ученикам, когда те с возмущением рассказывают ему, что видели человека, который Его именем изгоняет бесов. Будучи уверены, что лишь они могут использовать имя Учителя в проповеди, они запрещают ему это делать. На это Господь отвечает им: «не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Так в человеке действует гордыня. Под её влиянием он всегда стремится поставить в центр мира себя, отодвинув на периферию всех окружающих. Если речь идёт об отношениях с Богом, именно гордыня побуждает нас думать, что лишь я Его первый и самый любимый ребёнок. Господь только мой и ничей больше. А потому лишь я могу решать, кто Его истинный последователь, а кто нет, кому быть рядом с Ним, а кто этого недостоин. Подобным духовным комплексом страдал старший сын, который начал негодовать, когда отец принял в свои объятия его заблудшего младшего брата в притче о блудном сыне.
Поэтому апостол говорит о своих недругах, что «они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно». То есть, они чрезмерно зациклены на себе и судят окружающих и то, в каких отношениях они находятся с Богом, по себе. Это очень близорукий взгляд и заведомо проигрышный. И здесь же он предлагает иную стратегию поведения: «мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог». Ведь от нас в конечном счёте скрыто, что Господь замыслил о наших ближних, как Он ведёт их по жизненному пути и какую роль они играют в Его Промысле. Если мы хотим быть истинными последователями Творца, то этого следует добиваться не унижением других, не постоянными упрёками в их адрес, а постижением того, какая роль в служении Богу и людям отведена конкретно мне. А потому и заканчивается отрывок призывом: «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер