
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 194 зач., XI, 31 — XII, 9.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Церкви всегда были люди, которым очень интересны различного рода духовные переживания и особые откровения. Немало таких людей можно встретить и сегодня. Но традиция Церкви, берущая свое начало от апостолов, не предполагает подробного рассказа об особых духовных состояниях, если о них и идет речь, то очень скупо, так, что из этих описаний почти невозможно сделать выводы, обладающие абсолютной достоверностью.
Апостолу Павлу пришлось написать в Коринф об одном из своих высоких духовных состояниях. А сделал он это не по той причине, что ему хотелось рассказать всем об этом посещении от Бога, причина была совершенно иной, она заключалась в особенностях коринфских христиан, у которых были некоторые сомнения относительно апостола, и, кроме того, эти люди были очень падки на все необычное и сверхъестественное. В этом смысле они мало чем отличались от некоторых наших современников. Павел сделал то, что от него ждали, но сделал это иносказательно: он не написал, что речь идет о нем самом, а встроил в свое повествование рассказ о некоем другом человеке, хотя абсолютно для всех читателей с момента появления Послания к Коринфянам очевидно, что речь идет о самом апостоле. Это Павел, а не кто-то иной, был «восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Апостол увидел рай, при этом он не знает, каким образом это произошло, апостол нечто услышал, но услышанное оказалось невозможно пересказать. Собственно, эта невозможность и есть причина, по которой традиция Церкви предпочитает молчание разговорам о высоких духовных переживаниях: о них попросту невозможно говорить, любые слова при передаче такого опыта оказываются неточными, а то и попросту лживыми. Опыт переживания особой близости Бога — это, пожалуй, самое интимное из всех возможных человеческих переживаний. О невозможности говорить о нем доступным нам языком известно еще со времен Ветхого Завета, для того, чтобы в этом убедиться, достаточно открыть книгу пророка Иезекииля и прочитать описание видения, которое было дано пророку Богом, оно находится в первой главе книги. Цитировать Иезекииля невозможно, как невозможно понять, о чем он пишет и как это соотнести с той реальностью, в которой мы все живем. Безусловно, апостол Павел прекрасно знал содержание книги пророка Иезекииля, а потому он и не пытался повторить попытку пророка, он ограничился лишь упоминанием самого факта восхищения в рай.
Такая осторожность — отличительная черта христианских подвижников, все они избегали попыток словесного описания своих духовных переживаний. Это не означает, что у них не было чего-то подобного, напротив, неописуемое общение с Богом лицом к лицу позволило им пронести веру через всю свою жизнь и передать ее нам так, как это сделал в отношении коринфских христиан апостол Павел.
Псалом 11. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Желая дать точный ответ на какой-нибудь вопрос, современный человек зачастую ищет его в интернете, а не в напечатанной книге. При этом всё чаще люди видят небрежности и неточности в ответах, которые дают поисковые системы. А уж если речь идёт о новостной информации, ошибкам или даже сознательному искажению фактов, кажется, нет числа. Но как же верующим жить в мире, в котором о правде много говорят, но на деле постоянно ею пренебрегают? Ответ на этот вопрос звучит в 11-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Слово «правда» в русском языке многозначно. Когда люди его употребляют, они могут иметь в виду истину факта, представления о справедливости или даже правильный поступок. Ведь мы можем не только говорить друг другу правду, но и поступать по правде. Причём в данном случае под правдой понимается не просто какое-то правило, но нечто более глубокое, связанное с заповедями Божиими и высшей справедливостью. Многие взрослые люди могут помнить диалог из фильма «Брат», в котором главный герой задавал всем один и тот же вопрос: в чём сила? И сам отвечал на него так: я думаю, что сила в правде, у кого правда, тот и сильней. Эта фраза в своё время была очень известна, но мало кто и сегодня понимает, что она напрямую связана со словами, когда-то сказанными святым благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в правде». И правда здесь, конечно, не просто верная информация, но глубинная праведность и правильность слов и дел человека, их соответствие высшей правде.
Псалом, который мы сейчас услышали, — это буквально вопль Давида с просьбой к Богу о помощи. И беспокоят царя в данном случае не внешние враги, не природные катаклизмы, но тотальная лживость людей, которые его окружают. Он ищет и не находит праведников, как будто бы они исчезли, как будто бы уже нет тех, кто стремится к верности, тех, кто останавливается перед ложью, считая её недопустимой. Причём мотивация этих людей очень интересная: они говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?" То есть они лгут, будучи уверены, что своей ложью всех смогут победить, в то время как сами не будут ни от кого зависеть, то есть будут всеми управлять. Удивительным образом выходит, что использование лжи для получения власти и управления другими, которое кому-нибудь может показаться очень современным, знакомо уже Давиду, а если призадуматься, то и Адаму с Евой.
Однако Давид знает, что в итоге Господь наведёт на земле порядок. Да, пусть это будет сделано не сразу, но ради страданий нищих и воздыханий бедных, ради обманутых, оболганных, направленных по ложному пути, не разобравшихся в хитросплетениях чужих рассуждений, Господь истребит лживые уста людей, говоривших горделивые речи. Напротив, пострадавших за правду, по слову Давида, Господь сохранит и защитит. Причём для псалмопевца это не какие-то неизвестные люди, но он сам и те, кто его окружают. Не случайно в греческом варианте псалма, он говорит: «Ты, Господи, защитишь нас и сохранишь нас».
Что же делать христианину в мире, столько говорящем о правде, но не имеющем правды на самом деле? Во-первых, надеяться на Бога и Его правду, ведь по слову Христову, алчущие и жаждущие правды — насытятся. И, во-вторых, стремиться самим жить по правде Божией.
Псалом 11. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 11. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 11. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном.
Псалом Давида
2 Спаси (меня), Господи, ибо не стало праведного,
ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему;
уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые,
язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим,
уста наши с нами; кто нам господин?»
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных
ныне восстану, говорит Господь,
поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые,
серебро, очищенное от земли в горниле,
семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их,
соблюдешь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые,
когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
25 мая. О подробностях предстоящей Всероссийской недели семьи «7Яфест»

В период с 25 мая по 1 июня в Москве проходит Всероссийская неделя семьи «7Яфест», в рамках которой 26 мая состоится открытая встреча на тему «Почитание родителей».
О подробностях предстоящего мероприятия рассказывает модератор встречи ведущая Радио ВЕРА Кира Лаврентьева.
26 мая в 18:00 в рамках Всероссийской недели семьи состоится открытая встреча «Почитание родителей. Как жить в мире». Встреча состоится по адресу Токмаков переулок, дом 21/2, строение 1, в музее императора Николая II. Тема встречи — вопросы отцов и детей, почтительное отношение к родителям и как не нарушать заповедь почитания родителей. Модератор я, ведущая Радио ВЕРА Кира Лаврентьева. Спикеры встречи — председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, священник Федор Лукьянов, священнослужитель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, ведущий телеканала «СПАС» протоиерей Василий Гелеван, а также оперная певица, общественный деятель, многодетная мама Светлана Феодулова и сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин» Наталья Дмитриевская. Приходите, мы очень вас ждем!
Все выпуски программы Актуальная тема