
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я ещё только-только начал ходить в храм, но уже был знаком со священником — однажды я дерзнул искренне, от души, поблагодарить его за вдохновенную проповедь. В ответ он пробурчал какую-то фразу, из которой я только что и понял — повтор: «не нам, не нам». А что «не нам» — вообще было непонятно.
Уже значительно позже, учась в Московской духовной академии, я узнал, что это были за слова. Эти слова являются предельной концентрацией смыслов из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой и читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Если вы читали псалмы Давида, то, конечно же, догадались, о какой фразе я завёл речь в самом начале. Это слова из 113-го псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей и истины Твоей». И когда апостол Павел говорит в своём послании к Коринфянам о том, что он отказывается присваивать себе успех своей миссии, не отождествляет масштабные результаты со своими усилиями — он говорит именно об этом: не нам вся эта слава — а только Богу, источнику всякого добра.
Но апостол на этом не останавливается: он ещё сильнее заостряет ситуацию. Казалось бы, успешный проповедник мог бы вполне почивать на своих лаврах и пользоваться неизбежными благами своей популярности — но нет: он с головой бросается в «мёртвость Иисуса» — не позволяя себе не то что «зажить по-человечески», но даже на самую малую толику не желая лишать себя источника этого парадоксального состояния — когда ты безгранично слаб — и в то же самое время перед тобой нет никаких непреодолимых препятствий!
Такое отношения к успеху как таковому — исключительно христианское: всё лучшее, что произошло, — произошло как бы «через» нас, «сквозь» нас: не мы его породили, мы всего лишь не слишком сильно препятствовали его реализации. И в этом нет никакого мнимого самоумаления: внутренне чуткий человек прекрасно знает из опыта, насколько нелинейно связаны результаты и предпринимаемые усилия.
Мне кажется важным в завершение этих размышлений привести несколько интересных фактов, связанных с темой сегодняшнего апостольского чтения. Сама фраза «не нам, не нам, но имени Твоему» была очень популярным афоризмом. Эти слова чеканились на золотых червонцах, 5-рублёвых монетах, Эти слова также были на памятных медалях «В память Отечественной войны 1812 года», «В память русско-турецкой войны», а также на медали в память о закладке храма Христа Спасителя. Одним словом, этот афоризм был очень популярен в своё время.
К чему я веду? А кто знает, может, и кто из наших слушателей тоже захочет сделать эту фразу псалмопевца, столь точно отражающую мысли апостола Павла, своим девизом по жизни?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







