2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что если в моём характере есть такие черты, которые никак не соответствуют образу праведника? Что с ними делать? Как от них избавиться? Думается, ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 12-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Свои послания христианам города Коринф Павел пишет по особому поводу. В коринфской общине появились люди, которые возводили на апостола клевету. Скорее всего, они просто хотели власти. Иметь её в полноте им мешал авторитет апостола. Чтобы его подорвать и уничтожить, они распускали об апостоле лживые слухи. Из контекста послания становится очевидным, что среди прочего его могли упрекать в воровстве. Как и другие христианские общины, коринфяне собирали пожертвования для небогатой Иерусалимской церкви. Павел помогал передавать эти деньги адресату. Видимо завистники обвинили Павла в том, что он вместе со своими помощниками частично присвоил эти сбережения.
Поэтому в только что прозвучавшем отрывке апостол делает такой акцент на том, что никогда не был коринфянам в тягость. Даже в то время, когда он жил в их городе, проповедовал им Евангелие и созидал общину, он оставался на собственном иждивении. Мы знаем, что у Павла было ремесло, которое его кормило. Он шил палатки. Так и зарабатывал себе на жизнь. Более того, он напоминает о том, что сам обогащал коринфян, как родитель обогащает своих детей. Отдавал им безвозмездно своё время, силы, свою любовь и поддержку. Так же он учил и своих ближайших помощников, и представителей, в частности, Тита, выстраивать отношения с коринфянами.
Всё это свидетельствует не только о духовном, но и о глубоком житейском опыте Павла. Очевидно, что он с самого начала видел внутреннее устроение жителей Коринфа. Знание жизни подсказало ему, что, если и будут проблемы и раздоры в общине коринфских верующих, они начнутся именно в области, которая касается материального. А потому именно в этой сфере как он сам, так и его ученики должны проявить особый такт и осторожность. Люди могли от всего сердца, искренне предлагать им материальную помощь. Но даже рискуя обидеть дарителей, апостолу и его ученикам лучше было отказаться от всяких предложений. Чтобы потом не стать заложником этой искренности. Чтобы, когда настроение людей изменится, не дать их подозрительности ни единого аргумента.
Кто-то скажет: вот это прагматизм! Расчётливость, как у игрока на бирже. Всё просчитал заранее. Именно так. И в иной ситуации, такая расчётливость была бы синонимом бездушности и бессердечия. Тот, кто обладает такими способностями, вполне может выстраивать хитроумные, мошеннические комбинации. Однако Павел использовал свою способность прогнозировать поведение людей не для удовлетворения своих корыстных амбиций. Он пользуется своим навыком для достижения духовных целей. Для того, чтобы послужить ближним. Чтобы сохранить общину. Чтобы простые верующие не восстали против своего учителя. Чтобы паства не лишилась своего духовного лидера. Чтобы не разрушилось единство Церкви.
У каждого из нас свой набор индивидуальных особенностей. Свои достоинства и недостатки. Мы радуемся положительному в себе и пытаемся всячески избавиться от того, что считаем отрицательным. Порой в этой борьбе мы доходим до изнеможения. Но нам так и не удаётся стать чистыми. Духовный опыт Церкви открывает нам важную истину. Вместо того, чтобы стремиться к виртуальной стерильности, необходимо ежедневно посвящать себя служению Богу и тем, кто нас окружает. Все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием. И в этом случае происходят чудесные вещи. Даже наши неприглядные стороны, наши дефекты, наш мрачный жизненный опыт, опыт падений и ошибок, Господь начинает использовать в Своих всеблагих целях. Удивительным образом весь этот неприятный багаж трансформируется, преображается и становится бесценным сокровищем, которое теперь наравне с моими достоинствами свидетельствует о силе и славе нашего Творца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что мешает современному человеку стать настоящим христианином, подобно первым ученикам Иисуса Христа? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Проповедь о Христе, которая прозвучала в древнем мире, многими была принята враждебно. Ведь в центре этой проповеди был образ распятого Бога. Как говорит сегодня апостол Павел, для набожных иудеев это было соблазном, а для эллинов, то есть для философски образованных язычников, выглядело чистым безумием. И тому были веские причины.
Для иудеев было немыслимо, чтобы Мессия окончил Свою жизнь на кресте. Для них всякий, кто умер подобным образом, был проклят. Это явный знак того, что Бог отвернулся от человека. Образ страдающего Спасителя подрывал в основе все их религиозные представления. Слишком многое пришлось бы менять. Для эллинов было немыслимо уже то, что Бог может чувствовать. Не только страдать, но и радоваться для божественной природы несвойственно. Абсолют — это Дух. И Он никогда не соединится с материей, которая в философской традиции рассматривалась как скверна. А потому Евангелия для них было мифом. Воплощение и, тем более, Крест — выдумкой. Слишком сильно это событие нарушало мыслимые законы этого мира.
Иными словами, то, что говорили апостолы, входило в резкое противоречие с теми интеллектуальными и религиозными представлениями, которые были общепринятыми в древнем социуме. Христианство словно нарушало те правила, которым человека с детства учили дома и в школе. Принять христианство — бросить вызов той культуре, в которой ты вырос. Для древнего человека, который не мыслил себя вне традиции, это было поистине безумие.
Изменилось ли что-то со временем? Видимым образом, да. Для современного человека то, о чём говорит Евангелие, уже не выглядит безумно. Ведь именно Евангелие во многом сформировало европейскую культуру. А потому даже те люди, которые не считают себя христианами, с детства привыкли ко многим истинам, которые провозглашает Новый Завет. Ну, например, смерть — это только начало и за Голгофой будет Пасха. Или: Бог — это жертвенная любовь. Или: нет выше подвига, чем отдать свою жизнь за ближних. Или: закон любви, милости и прощения выше и совершеннее закона справедливого воздания. Всё это мы впитываем с детства. Читаем в книгах, слышим от учителей и духовных наставников. Мы принимаем это за самоочевидные истины. Они для нас также естественны как тот факт, что Земля вращается вокруг Солнца. Это уже не безумие. И мы сами учим этому наших детей.
Однако, когда речь заходит о том, чтобы исполнить эти евангельские истины на практике, в своём быту, в межличностных отношениях, даже для церковных людей христианство становится чуждым и непонятным. Как можно молится за того, кто меня проклинает и унижает? Как можно прощать своему заклятому врагу? Как можно идти и первому мириться со своим соперником, если он объективно несправедлив и продолжает делать мне гадости? Как можно уступить человеку то, что по праву принадлежит мне? Всё это небезопасно, а порой и унизительно. Всё это грозит потерей душевного покоя, материального благополучия. Всё это какая-то житейски легковесная и непродуманная линия поведения.
А потому возникает парадоксальная ситуация. На уровне культурного обычая мы христиане, порой даже церковные, а на личном уровне всё ещё продолжаем считать христианство безумием. Подобно древним язычникам мы исполнены страха потерять своё. Мы слишком заботимся о том, как бы не продешевить, как бы подороже себя продать, как бы достичь своих корыстных целей и при этом остаться на коне. В этом и есть наша мудрость.
Сегодня апостол Павел призывает нас не бояться и начать воспитывать в себе навык шагать навстречу своим страхам. Приучить себя на ежедневной основе исполнять евангельские заповеди. Совершать конкретные поступки, в конкретных ситуациях. Путь страшно. Пусть не всегда понятно. Пусть это выглядит безумным. Лишь так мы сможем приобрести тот духовный опыт, ту подлинную мудрость, которые и делают нас настоящими учениками Христа Спасителя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«К вам молюсь, Огненные Серафимы»
К вам молюсь, Огненные Серафимы: Кто первым ощутил присутствие Сына Девы в мире?
Бесы ощутили первыми присутствие Его и страхом исполнились. За страхом следует раболепие — за раболепием дерзость. Поистине, злодеи и преступники трепещут при появлении судии и узнают его первыми.
Праведнику неизвестен судья, ибо не помышляет о нём и его не ожидает. Грех не заставляет озираться и чутко вздрагивать в страхе появления его.
К вам молюсь, Херувимы: Откройте, как ощутили бесы присутствие Сына Девы в мире?
Как тьма свет ощущает. Что к свету наиболее чувствительно, если не тьма? Камни, и цветы, и животные спят на рассвете и не чувствуют приближения дня, тьма же чувствует близость пожирателя своего и в тревоге к бегству готовится.
Так и бесы прежде всех земнородных, которые были чище бесов, узнали о приближении Сына Девы.
К вам молюсь, Престолы: Откройте, как одолел бесов Сын Девы?
Только над земным являют бесы силу свою. Небо взирает на них, как на зло заведомо побеждённое. Когда хозяин приходит на ниву свою, воры, завидев его, бегут к ограде и ищут лазейку, чтобы выскочить.
К вам молюсь, Силы и Господства: Каковы четыре победы, Сыном Девы в мире одержанные?
Четыре победы эти в сокрушение четырех зол, одно из другого истекающих, словно река мутная из мутного источника.
Первая победа — над бесами, от которых приходит грех.
Вторая победа — над грехом, от которого происходит болезнь.
Третья победа — над болезнями, которые производят смерть.
Четвёртая — над смертью.
К вам молюсь, Власти и Начала: Откройте, какая из побед Его наибольшая?
Ни одна не больше другой и не меньше. Но первая есть первая, а последняя — последняя. Второй не могло быть без первой, а третьей без первой и второй, четвёртой без первых трёх.
Все четыре единую четырёхкратную победу составляют, озарившую восток, запад, север и юг, весь мир существующий.
К вам молюсь, Архангелы и Ангелы: Откройте, кто может стяжать благодать победы Сына Девы?
Тот, кто может познать её, да познает, да ощутит и да воспримет.
Тот, кто познает, да покланяется Ему день и ночь.
Тот, кто ощутит, да плачет от радости, что ощутил её и рыдает от стыда, что ощутил так поздно.
Тот, кто стяжает, да похоронит в себе сына жены и сам станет сыном девы.
К вам молюсь и вам кланяюсь, сонмы мучеников святых и святителей, познавших и стяжавших благодать побед Его. Со всеми силами небесными, молитесь Ему, за нас грешных, стоящих на поле брани.
Уникальная длительная реабилитация для детей с ДЦП
Когда Даше было 4 года, мама привела её в медицинский центр «Милосердие». Он располагается на территории Марфо-Мариинской обители, в Москве. Девочка с трудом двигалась — не могла ползать и подниматься, не умела разговаривать... Но сейчас всё иначе.
У Даши церебральный паралич — болезнь, которая мешает ей нормально развиваться. Специалисты медицинского центра много лет занимаются с такими детьми. К каждому они находят уникальный подход, чтобы ребёнку, несмотря на трудности, было интересно познавать новое. Подопечные центра приобретают важные жизненные навыки, делают первые шаги, развиваются интеллектуально.
Даша вместе с мамой уже пять лет приходят сюда на занятия. За это время девочка встала на ноги и уже старается ходить с опорой, она научилась внятно говорить и читать. А ещё Даша осваивает разные повседневные задачи — пробует сама одеваться и завязывать шнурки. В этом году девочка отправилась школу, она любит петь и с удовольствием принимает участие в разных творческих событиях.
Главная особенность медцентра «Милосердие» — это программа длительной реабилитации. Даша и другие дети с особенностями здоровья занимаются здесь регулярно, без долгих перерывов, что позволяет им достичь хороших результатов в развитии.
Сегодня на попечении центра находятся 70 детей. Всю помощь они получают бесплатно. И если вы хотите поддержать работу проекта, переходите на сайт Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие»: https://mc-miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов