
2 Сол., 274 зач., I, 10 — II, 2.
Глава 1.
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение, пожалуй, одна из самых ярких иллюстраций того, что принято называть христианским эсхатологизмом. Термин может показаться сложным, но за ним кроется довольно простая идея: христиане жили ожиданием пришествия Христа. Причем, в отличие от большинства из нас, они не просто верили в пришествие в отдаленном будущем, но ждали пришествия во время своей земной жизни. И, конечно, это накладывало отпечаток на весь их быт, на работу и отношения с самыми разными людьми. При этом сама мысль о том, что Христос вознёсся и сказал ожидать Своего пришествия может показаться странной. Для чего было уходить, если собираешься возвращаться? Более того, внимательный читатель Библии может спросить: «Разве первый раз Бог оставляет человека»? Уже в первых главах книги Бытия можно увидеть, что Бог постоянно дает место человеческой свободе... Он приглашает, а не навязывается. Адаму и Еве всё сказано, и наступает момент, когда Ева делает свой выбор. Она ошибается, но делает это свободно, и ценность этой свободы для Бога важнее последствий. Почему? Потому что Он знает, что спасет праматерь от греха, знает, что спустится за ней в саму преисподнюю... Но только в свободных отношениях может родиться та любовь, которую Он ценит и ради которой Он создавал людей. Он обращается к Ною... Аврааму... Моисею и через него ко всему Израильскому народу. Наконец, во Христе Бог приходит в мир. Он обращается к людям, умирает на кресте, воскресает и возносится... Он оставляет апостолов для того, чтобы они получили возможность действовать. При этом, поручая апостолам дело проповеди, Спаситель говорит им, что пребудет с ними во все дни до скончания веков... Если мы спросим, как Христос пребывает с учениками, если Он вознесся, мы услышим разные ответы. Кто-нибудь скажет, что Он пребывает с нами в Евхаристии, так как мы приобщаемся Его Телу и Крови. Кто-нибудь скажет о духовном присутствии Христа в собрании христиан, которые собраны во Имя Его, как Сам Он и обещал. И все эти ответы, конечно, будут правильными. Однако, возможен еще один: Он присутствует в самих верующих, когда они действуют так же, как Он, почему и называются не просто членами Церкви, но членами тела Христова. Именно поэтому апостол и говорит, что Господь придет «прославиться во святых Своих» и «явиться дивным во всех верующих в Него». Возносясь, Спаситель оставляет на земле не просто группу людей, которые верят в Него. Он оставляет тех, кто таинственно, но вполне реально связан с Ним, через кого Он Сам присутствует в мире. И это очень важно именно с практической стороны.
Мы привыкли ощущать себя верующими, а Христа Спасителем и Господом, но в сегодняшнем чтении апостол говорит о том, что наши отношения глубже. Апостол молится не только о том, чтобы Имя Христово прославилось в учениках, но чтобы они прославились во Христе. Говоря о втором пришествии, люди часто занимаются совершенно бесполезным делом: гадают и высчитывают его точную дату. Апостол же, напротив, призывает нас не бояться, ведь Христос всегда с нами, если мы сами стремимся живем так же, как Он в своей земной жизни.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема