Недавно, я по обыкновению открыл в интернете ленту новостей и не обнаружил там ни одного сообщения, которое не было бы связано с войной, армией, или вооружением. Вернее, новости такие были, но пришлось эту ленту прокрутить изрядно вниз. Я не один год работал в информационных службах нескольких радиостанций и представляю, как можно составлять выпуски новостей, чтобы формировать общественное мнение. Поверьте, от ленты, раскрашенной в цвет хаки, даже мне стало не по себе. В последнее время, всё чаще мне вспоминается картина Верещагина «Побеждённые. Панихида». Думаю, многие из вас её видели, хотя бы в репродукции. Напомню, в левой части полотна изображены военный и священник. Священник в фелони, с кадилом, а дальше поле, уходящее за горизонт и на этом поле, куда хватает глаз, лежат тела погибших людей. Священник то ли отпевает их, то ли служит панихиду. Картина посвящена взятию города Плевна. Это знаменитый героический подвиг русских солдат в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В центре Москвы у метро Китай-Город есть часовня, поставленная в память об этом событии. Официально же, мы потеряли у стен Плевны около 40 тысяч человек. Там погиб и брат Василия Верещагина – Сергей. Художник, будучи сам тяжело раненным, безуспешно пытался найти его тело, среди сотен других. Вскоре, и появилась картина «Побеждённые. Панихида». Как часто бывает, произведение, если оно действительно стоящее, начинает жить собственной жизнью, а часто обретает новые смыслы. Картина Верещагина современна, как никогда. Слева на ней могут быть изображены совершенно разные люди. Это могут быть не священник и военный, а политрук и медсестра, или группа вертолётчиков. Важно само отношение к войне. Художник как мог, показал её настоящее лицо. Вскоре появится военная фотография, которая в первые десятилетия будет постановочной и не передаст всего ужаса, потом после первой мировой мы прочитаем документальные и художественные описания войны безо всякой романтики и так по нарастающей. Кто-то сказал, что война – самое страшное изобретение человечества. Вряд ли она священна. Священным может быть защита Отечества. Христа на войне нет и быть не может. Бог не создавал человека для убийства другого человека. Христос может быть с теми, кого гонят и убивают, он может быть с людьми, с каждым из нас. Но, если кто-то ставит Бога во главу угла для решения своих сиюминутных целей, то там стоит не Бог, а его восковая копия, кривая икона. А сам Христос вновь становится в этот момент одинок, потому что люди начинают тянуться именно к восковой копии. Можно привести множество примеров оборонительных войн, одна из которых до сих пор для нашей страны является незажившей раной, но я говорю о самой идее войны. Казалось бы, за прошедшие 70 лет человечество придумало достаточно инструментов, которые должны предотвращать вооружённые конфликты, но они слабо работают. И новостная лента цвета хаки, к сожалению, заставляет в этом убеждаться.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер