— Андрюша, я знаю твою большую любовь к живописи, но не думала, что ради картины ты способен из Москвы отправиться в Нижний Тагил!
— Аллочка, ну, не преувеличивай. Ты же знаешь, что в Нижнем Тагиле у меня и другие дела есть. Кстати, то, что ты решила поехать со мной — просто замечательно. Но должен признаться — полотно художника Владимира Лукича Боровиковского «Иов и его друзья» я действительно давно хотел увидеть.
— Вот поэтому мы первым делом и отправились с тобой в Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Что ж, и мне не терпится взглянуть на картину.
— Вот и она! Посмотри, какие краски, какой свет...
— Да... Сразу виден мастер от Бога.
— Именно! Трудно поверить, но у Боровиковского даже не было академического художественного образования — переехав в Петербург, он брал лишь частные уроки, правда, у самых известных мастеров. А первым учителем Владимира Лукича стал его собственный отец, который был иконописцем. В юные годы Боровиковский расписывал храмы у себя на родине, в малороссийском Миргороде. А позже, уже в Петербурге, работал над фресками Казанского собора, писал образа́ для иконостаса церкви на Смоленском кладбище.
— То есть он был не только выдающимся портретистом, каким многие привыкли его считать?
— Не только! Хотя творческая жизнь Боровиковского и сложилась так, что он стал, можно сказать, придворным живописцем. Не раз писал портреты императрицы Екатерины Великой, императора Павла Первого и высокопоставленных вельмож. Но любимыми темами художника всегда оставались сюжеты из Священного Писания.
— На картине «Иов и его друзья» мы как раз и видим один из них.
— Да, здесь перед нами один из эпизодов ветхозаветной Книги Иова. Ты ведь помнишь её содержание?
— Хорошо помню! Я её летом перечитывала. На меня столько проблем свалилось, и я не понимала: ну, за что Бог мне такие испытания посылает?! И ты посоветовал мне поискать ответ на этот вопрос в Книге Иова.
— Согласись, в древней Северной Аравии за две тысячи лет до рождества Христова, когда жил Иов, проблемы решались не так быстро как в современной Москве. К тому же Иову всё-таки пришлось похуже, чем тебе. Бог даровал ему богатство, большую семью. И вот в одночасье Иов лишился всего: потерял имущество и детей, заболел проказой. Но праведник не роптал на Бога. Он говорил: Господь дал — Господь взял, неужели доброе мы будем принимать от Господа, а злое — не будем принимать?
— Однако, когда страдания Иова превзошли всякую меру, он всё же не выдержал. И обратился напрямую к Богу, вызывая Его на разговор.
— Да, и это, кстати, произошло как раз после того, как к несчастному, покрытому язвами, лежащему в грязи Иову, пришли трое его друзей.
— На картине лица у них такие озадаченные. Один сидит, подперев рукою голову. Другой в задумчивости приложил палец к губам. А третий, кажется, и вовсе схватился за сердце.
— Ещё бы — ведь они сочувствуют другу. Они пришли его утешить.
— Правда, это у них очень своеобразно получилось.
— Да, друзья только «подлили масла в огонь». Стали говорить, что раз уж Бог послал Иову такие горести, то, значит, это заслуженное наказание, и в чём-то Иов согрешил. То есть, буквально сказали страдающему другу — мол, сам виноват. Но в том-то и дело, что никакой вины, никакого греха за Иовом не было. Он был праведным, непорочным и богобоязненным человеком. Вот почему он не выдержал и после таких речей своих друзей прямо обратился к Богу.
— На полотне Боровиковского Иов смотрит в небо глазами, полными слёз. Но в них совсем нет ненависти к Богу, нет упрёка или ропота. Только мольба о том, чтобы Господь ответил ему.
— Более того, Иов называет Бога, пославшего ему страдания, своим Заступником. А ещё он произносит слова, которые стали пророчеством о Христе и Воскресении: «Знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха... и я во плоти моей узрю́ Бога».
— Ну и, наконец, история Иова — это наглядный пример Божьего промысла. То есть, если Бог посылает нам испытания, беды, болезни и страдания, это вовсе не означает, что Он желает нас за что-то наказать. Часто таким образом Господь хочет, чтобы человек обратился к Нему.
— И Бог обязательно ответит, как ответил он Иову. Посмотри, небо на картине чёрное, затянутое тучами, из которых сверкают молнии. В Библии написано, что Господь заговорил с Иовом «из бури». Я думаю, что на полотне изображён как раз тот переломный момент, когда Бог решил ответить страдающему праведнику.
— То есть, ещё секунда — и Иов услышит голос самого Бога... Боровиковскому потрясающе удалось передать красками на холсте атмосферу этого момента: одновременно и напряжение, и трепет, и величие. Здесь чувствуется уже не просто мастерство художника, а что-то большее.
— Может быть, Божья помощь? Владимир Лукич никогда не приступал к работе над духовными сюжетами без молитвы. Племянник живописца, Иван Боровиковский, вспоминал, что, приготовив чистый холст, художник сначала читал вслух Библию. И только после этого брался за кисть.
— Андрей, знаешь — теперь, когда я увидела картину Владимира Боровиковского «Иов и его друзья», могу сказать: даже если бы ты действительно приехал в Нижний Тагил только из-за неё, я бы тебя поняла!
Картину Владимира Боровиковского «Иов и его друзья» можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов