— Андрюша, я знаю твою большую любовь к живописи, но не думала, что ради картины ты способен из Москвы отправиться в Нижний Тагил!
— Аллочка, ну, не преувеличивай. Ты же знаешь, что в Нижнем Тагиле у меня и другие дела есть. Кстати, то, что ты решила поехать со мной — просто замечательно. Но должен признаться — полотно художника Владимира Лукича Боровиковского «Иов и его друзья» я действительно давно хотел увидеть.
— Вот поэтому мы первым делом и отправились с тобой в Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Что ж, и мне не терпится взглянуть на картину.
— Вот и она! Посмотри, какие краски, какой свет...
— Да... Сразу виден мастер от Бога.
— Именно! Трудно поверить, но у Боровиковского даже не было академического художественного образования — переехав в Петербург, он брал лишь частные уроки, правда, у самых известных мастеров. А первым учителем Владимира Лукича стал его собственный отец, который был иконописцем. В юные годы Боровиковский расписывал храмы у себя на родине, в малороссийском Миргороде. А позже, уже в Петербурге, работал над фресками Казанского собора, писал образа́ для иконостаса церкви на Смоленском кладбище.
— То есть он был не только выдающимся портретистом, каким многие привыкли его считать?
— Не только! Хотя творческая жизнь Боровиковского и сложилась так, что он стал, можно сказать, придворным живописцем. Не раз писал портреты императрицы Екатерины Великой, императора Павла Первого и высокопоставленных вельмож. Но любимыми темами художника всегда оставались сюжеты из Священного Писания.
— На картине «Иов и его друзья» мы как раз и видим один из них.
— Да, здесь перед нами один из эпизодов ветхозаветной Книги Иова. Ты ведь помнишь её содержание?
— Хорошо помню! Я её летом перечитывала. На меня столько проблем свалилось, и я не понимала: ну, за что Бог мне такие испытания посылает?! И ты посоветовал мне поискать ответ на этот вопрос в Книге Иова.
— Согласись, в древней Северной Аравии за две тысячи лет до рождества Христова, когда жил Иов, проблемы решались не так быстро как в современной Москве. К тому же Иову всё-таки пришлось похуже, чем тебе. Бог даровал ему богатство, большую семью. И вот в одночасье Иов лишился всего: потерял имущество и детей, заболел проказой. Но праведник не роптал на Бога. Он говорил: Господь дал — Господь взял, неужели доброе мы будем принимать от Господа, а злое — не будем принимать?
— Однако, когда страдания Иова превзошли всякую меру, он всё же не выдержал. И обратился напрямую к Богу, вызывая Его на разговор.
— Да, и это, кстати, произошло как раз после того, как к несчастному, покрытому язвами, лежащему в грязи Иову, пришли трое его друзей.
— На картине лица у них такие озадаченные. Один сидит, подперев рукою голову. Другой в задумчивости приложил палец к губам. А третий, кажется, и вовсе схватился за сердце.
— Ещё бы — ведь они сочувствуют другу. Они пришли его утешить.
— Правда, это у них очень своеобразно получилось.
— Да, друзья только «подлили масла в огонь». Стали говорить, что раз уж Бог послал Иову такие горести, то, значит, это заслуженное наказание, и в чём-то Иов согрешил. То есть, буквально сказали страдающему другу — мол, сам виноват. Но в том-то и дело, что никакой вины, никакого греха за Иовом не было. Он был праведным, непорочным и богобоязненным человеком. Вот почему он не выдержал и после таких речей своих друзей прямо обратился к Богу.
— На полотне Боровиковского Иов смотрит в небо глазами, полными слёз. Но в них совсем нет ненависти к Богу, нет упрёка или ропота. Только мольба о том, чтобы Господь ответил ему.
— Более того, Иов называет Бога, пославшего ему страдания, своим Заступником. А ещё он произносит слова, которые стали пророчеством о Христе и Воскресении: «Знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха... и я во плоти моей узрю́ Бога».
— Ну и, наконец, история Иова — это наглядный пример Божьего промысла. То есть, если Бог посылает нам испытания, беды, болезни и страдания, это вовсе не означает, что Он желает нас за что-то наказать. Часто таким образом Господь хочет, чтобы человек обратился к Нему.
— И Бог обязательно ответит, как ответил он Иову. Посмотри, небо на картине чёрное, затянутое тучами, из которых сверкают молнии. В Библии написано, что Господь заговорил с Иовом «из бури». Я думаю, что на полотне изображён как раз тот переломный момент, когда Бог решил ответить страдающему праведнику.
— То есть, ещё секунда — и Иов услышит голос самого Бога... Боровиковскому потрясающе удалось передать красками на холсте атмосферу этого момента: одновременно и напряжение, и трепет, и величие. Здесь чувствуется уже не просто мастерство художника, а что-то большее.
— Может быть, Божья помощь? Владимир Лукич никогда не приступал к работе над духовными сюжетами без молитвы. Племянник живописца, Иван Боровиковский, вспоминал, что, приготовив чистый холст, художник сначала читал вслух Библию. И только после этого брался за кисть.
— Андрей, знаешь — теперь, когда я увидела картину Владимира Боровиковского «Иов и его друзья», могу сказать: даже если бы ты действительно приехал в Нижний Тагил только из-за неё, я бы тебя поняла!
Картину Владимира Боровиковского «Иов и его друзья» можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Уравнение. Наталия Лангаммер
«Ну, почему нужно перестраиваться из ряда в ряд так медленно? Чего ты плетешься?» — возмущалась я за рулем в адрес попутной машины, которая мне мешала.
И тут в голове всплыло слово «уравнение». Недавно мои очередные размышления, почему судить людей нельзя, нашли ответ в одном слове: «уравнение»
Причем, оно не решаемое. Состоит практически полностью из неизвестных. Каких?
Смотрите. На примере того же нерасторопного водителя.
Что я знаю? Что он едет медленно. А почему?
1. Он может не считать, что едет медленно. Полагать, что двигается осторожно.
2. У человека может болеть или кружиться голова. Может быть высокое или низкое давление.
3. В машине может ехать пассажир, которому страшно или которого укачивает.
4. Водитель может быть расстроен, убит горем.
5. Он может не спешить, так как сильно заранее выехал. А может не хотеть ехать туда, где ждут проблемы, неприятный разговор, трудное решение.
6. Машина может быть неисправна.
7. А может он вспоминает и проживает снова недавнее свидание с любимой и в хорошем расположении слушает медленную романтическую музыку.
8. Или говорит по телефону со старенькой мамой. Нельзя за рулем по телефону, но как маме отказать?
Стоит дальше продолжать этот список предположений. Он бесконечен! Ведь каждый из пунктов можно расширить до огромной истории. Истории человеческой души, которую нам не дано знать.
«Уравнение» — слово, которое теперь помогает мне не только удержаться от осуждения, оно помогает перестать хотеть судить. Все, что я знаю про этого водителя в соседней машине — это то, что мне лично он мешает в данной полосе. Ну, перестроюсь в другую. Помоги и ему, и мне Господь!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.