Начну, заимствуя у Пушкина, да простит меня наш гений, но лучше не скажешь.
Видел я четырех патриархов. Первый, как сказывали, разговаривал с иподиаконами по-французски, и, заметим, они отвечали Святейшему тем же. Второй искренне любил богослужение и особенно церковное пение, помню его, поющим чисто и возвышенно в храме пророка Илии, обыденном, во время пастырского визита. Третий благословил меня и похвалил мой колокольный звон. А четвертый... О! наш Святейший Патриарх Кирилл даровал мне и всем нам несказанную духовную радость своим чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Было это на первой неделе Великого Поста в 2015 году. К визиту Патриарха в монастыре готовились загодя: и прибирались в храме, и дорожку расстилали от дверей к солее, и распределяли, где кто стоять будет, и закупали букеты белых роз... Ну, а мне надлежало высматривать с колокольни, когда появится на дороге патриарший кортеж, чтобы встретить его особым звоном, предназначенным только Патриарху.
Вот выстроились на храмовой лестнице встречающие Святейшего взрослые и дети с цветами, а в храме — волонтеры в салатовых накидках. Мы с помощником все глаза проглядели, ожидая. Волновались. И вот помощник кричит мне: «Едут!» Едут еще только по горе, еще разворот будет, но я начал архиерейский благовест в два благовестника — «валовой». А как только машина Святейшего показалась в Святых воротах — пошел трезвон. «На лестницу всходит!» — извещает помощник. И я оставляю только малый благовестник с прочими колоколами, и трезвон приобретает особую радостную приподнятость. «Всё, вошел в храм!» Трезвон внезапно смолкает. Пауза. И после нее идет уже великопостный благовест к Канону Андрея Критского. Сорок ударов, косных, постепенно затихающих...
Теперь можно и в храм спуститься. Там тесно от народа. Горят только лампады и свет на кафедре, с которой Святейший читает Канон. Темнота, но темнота благодатная. И молитвенный голос Предстоятеля нашей Церкви. И негромкое пение хора... Хорошо! Однако пора возвращаться на колокольню: играть проводной звон на выход Святейшего. Поздний вечер. Звезды горят. Тишина. Ждем. Ага, вот машины кортежа разворачиваются и стоят «под парами». Значит — скоро. «Выходят!» — кричит помощник. Звон проводной — он веселый, несмотря на Пост. И продолжается вплоть до того, когда кортеж скроется из вида на горе.
Всё. Во дворе говор народа; лица у прихожан светлые, разглаженные. Слава Богу! Благодать! Слава Богу за всё!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.