
— Виктор Васнецов. «Витязь на распутье». Дядя Андрей, мне кажется, эту картину мы видели в Русском музее в Петербурге. Её недавно, что ли, переместили сюда, в Серпуховский историко-художественный музей?
— Нет, Паша, в Русском музее произведение «Витязь на распутье» висит по-прежнему. Перед нами другая картина.
— Авторская копия?
— Так нельзя сказать. Сюжету о былинном богатыре Виктор Васнецов посвятил несколько самостоятельных полотен с одним и тем же названием — «Витязь на распутье». Первую картину он представил публике в 1878 году — сейчас эта работа в частной коллекции в Америке. А последнее полотно написал уже после революции — оно хранится в Тбилиси, в музее искусств Грузии.
— Но все эти «Витязи» чем-то отличаются друг от друга?
— Отличаются! То есть, общий антураж один и тот же — поле, усеянное костями, и камень, предвещающий смерть всаднику в кольчуге, если он поедет вперёд. А вот положение героя художник изменял от картины к картине. На самой первой богатырь повёрнут лицом к зрителю. Вариант, который висит перед нами, написан через несколько месяцев, но здесь, видишь, витязь уже изображен в профиль. А полотно в Санкт-Петербурге датировано 1882 годом, и там герой показан спиной.
— А почему Васнецов решил скрыть лицо персонажа?
— Так художник хотел вовлечь зрителя в сюжет картины. Ведь если ты видишь лицо героя, то как будто со стороны наблюдаешь за ним. А оказавшись у персонажа за спиной, смотришь на мир картины его глазами. Как бы сам оказываешься на его месте.
— То есть, художник предлагает мне вслед за витязем прочитать надпись на камне. А сделать-то это у меня и не получается — тут сплошные старинные буквы. Помню только, как в сказках говорилось: «Направо пойдёшь — женату быть, налево пойдёшь — богату быть, прямо пойдёшь — убиту быть». Наверное, и здесь что-то вроде этого.
— Былинный текст художник привёл полностью только в самом раннем варианте картины. На последующих полотнах он оставил лишь концовку, читаю: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному».
— Но зачем художник лишил своего героя возможности выбора?
— Васнецов показывает нам, как трудно бывает сделать такой выбор. Посмотри, как на картине тревожно краснеет небо, кружатся вороны, предвещая беду, и белый конь стоит, понурив голову.
— А зачем, дядя Андрей, нагнетать у зрителя тревогу? Лучше бы художник нарисовал витязя победителем!
— Есть у Васнецова и триумфальные картины, где былинные герои представлены в ореоле победы. Взять хотя бы знаменитую работу «Богатыри», символизирующую силу и мощь русского народа. А полотно «Витязь на распутье» показывает, что подвиг никому не даётся легко. Чтобы он состоялся, требуется внутренняя работа, усилие души. Даже Богочеловек Иисус Христос накануне Распятия молился, чтобы страшная участь его миновала. Но принял волю Божию и взошёл на Крест ради спасения людей. И, ты знаешь, Паша, наверное, в той или иной мере подобный трудный выбор хоть раз в жизни совершает каждый человек.
— Как ты, когда девушку защищал от компании хулиганов? Как герой!
— Паша, да ведь дело не в том, чтоб тебя назвали героем. Просто всякий раз, когда перед тобой встаёт вопрос, как поступить, самый лучший ответ — по любви и по совести. Даже если при этом приходится рисковать собой. Виктор Васнецов об этом и хотел нам напомнить своей картиной «Витязь на распутье».
«Картину Виктора Васнецова „Витязь на распутье“ можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее».
Псалом 93. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из регулярно встречающихся тем Священного Писания — это тема справедливости. В таком положении дел нет ничего удивительного, ведь и в жизни вопросы справедливости далеко не самые последние. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 93-й псалом, в этом псалме мы вновь услышим ответ на вопрос о воздаянии попирающим закон Божий людям.
Псалом 93.
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моём, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
У исследователей нет единого мнения о точной датировке только что прозвучавшего псалма: с определённостью можно сказать лишь то, что он появился либо в период Вавилонского плена в 6 веке до Рождества Христова, либо вскоре после его окончания. Впрочем, точная дата не имеет большого значения, ведь псалом касается той проблемы, которая не зависит от каких-либо внешних факторов — при любом государственном устройстве и при любом уровне развития общества будет оставаться место для несправедливости. Дело здесь, как мы понимаем, в самой природе человека, повреждённой грехопадением Адама и Евы.
В 93-м псалме обращает на себя внимание описание поведения нечестивых. Эти люди «изрыгают дерзкие речи», «вдову и пришельца убивают», но самое важное состоит в том, что они «говорят: „не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев“». Увы, но подобное поведение нам прекрасно знакомо, мы видим его и у наших современников, часть которых полагает, что, отрицая бытие Божие и произнося в связи с этим безумные речи, они делают какое-то удивительное открытие, что в этом есть нечто новое и свежее, нечто такое, что противостоит невежеству живущих дремучим прошлым верующих людей. Но нет: так говорили и так себя вели люди задолго до Рождества Христова, и им тоже казалось, что они обрели истинную свободу, что им удалось скинуть путы нравственного закона.
Автор псалма предлагает таким людям задуматься о себе самих, о своём происхождении, и обратить внимание на Творца — Бог, сотворивший наши органы чувств, не слеп, не глух и не бесчувственен, Он рано или поздно отреагирует на безумие тех, кто отвергает Его закон, и реакция Бога этим людям категорически не понравится.
Конечно, в современном мире отсылка к сотворению Богом человека утратила свою актуальность. В наши дни может помочь обращение к разуму: если человек действительно разумен, то он не может не чувствовать свою ограниченность, и даже если он не верит в Бога, он не станет отрицать вероятность собственной ошибки, потому что заключительные слова прозвучавшего сегодня псалма слишком страшны, чтобы не обращать на них внимание: «Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего, и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш» (Пс. 93:22-23).
Псалом 93. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 93. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 93. На струнах Псалтири
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев".
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит,- Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: "колеблется нога моя",- милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
12 июня. О подвиге и почитании Преподобного Исаакия Далматского

Сегодня 12 июня. День памяти Преподобного Исаакия, игумена константинопольской Далматской обители, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге и почитании — священник Августин Соколовски.
В 330 году Константин Великий основал новую столицу Римской империи, которая получила название Константинополь, на европейском берегу Босфора. Спустя всего 7 лет после основания города, когда царь завершал свой земной путь, в столице уже было целых 15 монастырей.
Наименование своё святой Исаакий Далматский получил вовсе не по исторической области Далмациина Балканах, как многие думают, но по имени ктитора,мецената Далмата, который устроил монастырь, позже сам стал в нём монахом и даже был прославлен церковью во святых. Первым игуменом Далматского монастыря был святой Исаакий.
Он был родом из Сирии и первоначально жил отшельником за городской стеной. Когда новый византийский император Валент начал открыто поддерживать еретиков-ариан и преследовать православных, Исаакий прервал своё уединение и буквально вышел навстречу правителю с обличением. Валент тогда отправлялся на войну с готами. Он приказал арестовать Исаакия и держать его в узах с тем, чтобы расправиться с ним по возвращении. Однако вскоре Валент был убит.
Вместе со свободой Исаакий обрёл и славу исповедника, которая стала причиной того, что его просто принудили возглавить монастырь. Спустя 13 веков, в день памяти святого Исаакия, в Москве родился будущий первый российский император Пётр Великий.
Чтобы почтить своего небесного покровителя, Пётр повелел воздвигнуть в будущей новой столице на Неве церковь его имени. Она неоднократно перестраивалась, чтобы в итоге стать тем величественным Исаакиевским собором, крупнейшим храмом Санкт-Петербурга.
Все выпуски программы Актуальная тема