— Виктор Васнецов. «Витязь на распутье». Дядя Андрей, мне кажется, эту картину мы видели в Русском музее в Петербурге. Её недавно, что ли, переместили сюда, в Серпуховский историко-художественный музей?
— Нет, Паша, в Русском музее произведение «Витязь на распутье» висит по-прежнему. Перед нами другая картина.
— Авторская копия?
— Так нельзя сказать. Сюжету о былинном богатыре Виктор Васнецов посвятил несколько самостоятельных полотен с одним и тем же названием — «Витязь на распутье». Первую картину он представил публике в 1878 году — сейчас эта работа в частной коллекции в Америке. А последнее полотно написал уже после революции — оно хранится в Тбилиси, в музее искусств Грузии.
— Но все эти «Витязи» чем-то отличаются друг от друга?
— Отличаются! То есть, общий антураж один и тот же — поле, усеянное костями, и камень, предвещающий смерть всаднику в кольчуге, если он поедет вперёд. А вот положение героя художник изменял от картины к картине. На самой первой богатырь повёрнут лицом к зрителю. Вариант, который висит перед нами, написан через несколько месяцев, но здесь, видишь, витязь уже изображен в профиль. А полотно в Санкт-Петербурге датировано 1882 годом, и там герой показан спиной.
— А почему Васнецов решил скрыть лицо персонажа?
— Так художник хотел вовлечь зрителя в сюжет картины. Ведь если ты видишь лицо героя, то как будто со стороны наблюдаешь за ним. А оказавшись у персонажа за спиной, смотришь на мир картины его глазами. Как бы сам оказываешься на его месте.
— То есть, художник предлагает мне вслед за витязем прочитать надпись на камне. А сделать-то это у меня и не получается — тут сплошные старинные буквы. Помню только, как в сказках говорилось: «Направо пойдёшь — женату быть, налево пойдёшь — богату быть, прямо пойдёшь — убиту быть». Наверное, и здесь что-то вроде этого.
— Былинный текст художник привёл полностью только в самом раннем варианте картины. На последующих полотнах он оставил лишь концовку, читаю: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному».
— Но зачем художник лишил своего героя возможности выбора?
— Васнецов показывает нам, как трудно бывает сделать такой выбор. Посмотри, как на картине тревожно краснеет небо, кружатся вороны, предвещая беду, и белый конь стоит, понурив голову.
— А зачем, дядя Андрей, нагнетать у зрителя тревогу? Лучше бы художник нарисовал витязя победителем!
— Есть у Васнецова и триумфальные картины, где былинные герои представлены в ореоле победы. Взять хотя бы знаменитую работу «Богатыри», символизирующую силу и мощь русского народа. А полотно «Витязь на распутье» показывает, что подвиг никому не даётся легко. Чтобы он состоялся, требуется внутренняя работа, усилие души. Даже Богочеловек Иисус Христос накануне Распятия молился, чтобы страшная участь его миновала. Но принял волю Божию и взошёл на Крест ради спасения людей. И, ты знаешь, Паша, наверное, в той или иной мере подобный трудный выбор хоть раз в жизни совершает каждый человек.
— Как ты, когда девушку защищал от компании хулиганов? Как герой!
— Паша, да ведь дело не в том, чтоб тебя назвали героем. Просто всякий раз, когда перед тобой встаёт вопрос, как поступить, самый лучший ответ — по любви и по совести. Даже если при этом приходится рисковать собой. Виктор Васнецов об этом и хотел нам напомнить своей картиной «Витязь на распутье».
«Картину Виктора Васнецова „Витязь на распутье“ можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее».
Уравнение. Наталия Лангаммер
«Ну, почему нужно перестраиваться из ряда в ряд так медленно? Чего ты плетешься?» — возмущалась я за рулем в адрес попутной машины, которая мне мешала.
И тут в голове всплыло слово «уравнение». Недавно мои очередные размышления, почему судить людей нельзя, нашли ответ в одном слове: «уравнение»
Причем, оно не решаемое. Состоит практически полностью из неизвестных. Каких?
Смотрите. На примере того же нерасторопного водителя.
Что я знаю? Что он едет медленно. А почему?
1. Он может не считать, что едет медленно. Полагать, что двигается осторожно.
2. У человека может болеть или кружиться голова. Может быть высокое или низкое давление.
3. В машине может ехать пассажир, которому страшно или которого укачивает.
4. Водитель может быть расстроен, убит горем.
5. Он может не спешить, так как сильно заранее выехал. А может не хотеть ехать туда, где ждут проблемы, неприятный разговор, трудное решение.
6. Машина может быть неисправна.
7. А может он вспоминает и проживает снова недавнее свидание с любимой и в хорошем расположении слушает медленную романтическую музыку.
8. Или говорит по телефону со старенькой мамой. Нельзя за рулем по телефону, но как маме отказать?
Стоит дальше продолжать этот список предположений. Он бесконечен! Ведь каждый из пунктов можно расширить до огромной истории. Истории человеческой души, которую нам не дано знать.
«Уравнение» — слово, которое теперь помогает мне не только удержаться от осуждения, оно помогает перестать хотеть судить. Все, что я знаю про этого водителя в соседней машине — это то, что мне лично он мешает в данной полосе. Ну, перестроюсь в другую. Помоги и ему, и мне Господь!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.