Виктор Васнецов. «Витязь на распутье» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье»

* Поделиться

— Виктор Васнецов. «Витязь на распутье». Дядя Андрей, мне кажется, эту картину мы видели в Русском музее в Петербурге. Её недавно, что ли, переместили сюда, в Серпуховский историко-художественный музей?

— Нет, Паша, в Русском музее произведение «Витязь на распутье» висит по-прежнему. Перед нами другая картина.

— Авторская копия?

— Так нельзя сказать. Сюжету о былинном богатыре Виктор Васнецов посвятил несколько самостоятельных полотен с одним и тем же названием — «Витязь на распутье». Первую картину он представил публике в 1878 году — сейчас эта работа в частной коллекции в Америке. А последнее полотно написал уже после революции — оно хранится в Тбилиси, в музее искусств Грузии.

— Но все эти «Витязи» чем-то отличаются друг от друга?

— Отличаются! То есть, общий антураж один и тот же — поле, усеянное костями, и камень, предвещающий смерть всаднику в кольчуге, если он поедет вперёд. А вот положение героя художник изменял от картины к картине. На самой первой богатырь повёрнут лицом к зрителю. Вариант, который висит перед нами, написан через несколько месяцев, но здесь, видишь, витязь уже изображен в профиль. А полотно в Санкт-Петербурге датировано 1882 годом, и там герой показан спиной.

— А почему Васнецов решил скрыть лицо персонажа?

— Так художник хотел вовлечь зрителя в сюжет картины. Ведь если ты видишь лицо героя, то как будто со стороны наблюдаешь за ним. А оказавшись у персонажа за спиной, смотришь на мир картины его глазами. Как бы сам оказываешься на его месте.

— То есть, художник предлагает мне вслед за витязем прочитать надпись на камне. А сделать-то это у меня и не получается — тут сплошные старинные буквы. Помню только, как в сказках говорилось: «Направо пойдёшь — женату быть, налево пойдёшь — богату быть, прямо пойдёшь — убиту быть». Наверное, и здесь что-то вроде этого.

— Былинный текст художник привёл полностью только в самом раннем варианте картины. На последующих полотнах он оставил лишь концовку, читаю: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному».

— Но зачем художник лишил своего героя возможности выбора?

— Васнецов показывает нам, как трудно бывает сделать такой выбор. Посмотри, как на картине тревожно краснеет небо, кружатся вороны, предвещая беду, и белый конь стоит, понурив голову.

— А зачем, дядя Андрей, нагнетать у зрителя тревогу? Лучше бы художник нарисовал витязя победителем!

— Есть у Васнецова и триумфальные картины, где былинные герои представлены в ореоле победы. Взять хотя бы знаменитую работу «Богатыри», символизирующую силу и мощь русского народа. А полотно «Витязь на распутье» показывает, что подвиг никому не даётся легко. Чтобы он состоялся, требуется внутренняя работа, усилие души. Даже Богочеловек Иисус Христос накануне Распятия молился, чтобы страшная участь его миновала. Но принял волю Божию и взошёл на Крест ради спасения людей. И, ты знаешь, Паша, наверное, в той или иной мере подобный трудный выбор хоть раз в жизни совершает каждый человек.

— Как ты, когда девушку защищал от компании хулиганов? Как герой!

— Паша, да ведь дело не в том, чтоб тебя назвали героем. Просто всякий раз, когда перед тобой встаёт вопрос, как поступить, самый лучший ответ — по любви и по совести. Даже если при этом приходится рисковать собой. Виктор Васнецов об этом и хотел нам напомнить своей картиной «Витязь на распутье».

«Картину Виктора Васнецова „Витязь на распутье“ можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем