На «Денискиных рассказах» Виктора Драгунского выросло три поколения ребят. Книжку читает уже четвёртое, и будет читать пятое. Недаром же она постоянно переиздаётся. Может быть, секрет такой популярности в том, что её главный герой не выдуманный, а самый настоящий? И писатель знал о нём всё до мельчайших подробностей. Ведь хороший отец всегда в курсе дел своего сына. А Дениска и был списан с Дениски. Только не Кораблёва, а Драгунского.
Когда в семье Драгунских родился сын, его назвали Денисом. Была середина 20-ого века, это имя тогда встречалось редко. Знакомые Виктора удивлялись и говорили: «Как странно Витя Драгунский назвал своего сына – то ли Денис, то ли Герасим!». Да и в школе мальчика поначалу называли то Трофимом, то Кузьмой. Но после выхода «Денискиных рассказов» в стране не было имени популярнее. Этого Виктор Драгунский предположить не мог.
Он вообще не думал, что станет писателем. Мечтал о сцене, работал артистом и режиссёром, цирковым клоуном и автором эстрадных реприз. Потом стал писать фельетоны, а уж потом и детские рассказы. Как всё гениальное, это получилось просто. Драгунский приехал на дачу, сел работать и через неделю прочёл жене и сыну серию первых «Денискиных рассказов». В них было точное описание жизни семьи: и квартира, и соседи, и ребята – друзья Дениса.
Драгунскому-младшему нравились рассказы, он гордился тем, что его папа – детский писатель, но фраза: «Смотри, смотри, вот тот самый Дениска!» преследовала героя этих рассказов с юности. Сравнение утомляло. Денис считал, что он и без книжки кое-что из себя представляет. И объяснял знакомым, что люди в рассказах – реальные, а всё происходящее с ними – блестящая выдумка его отца. Что он - Денис - никогда не выплёскивал манную кашу из окна на голову прохожему и в девочку на шаре не влюблялся. Зато, читая папины рассказы и усваивая уроки, которые в них были заложены, сын и сам становился лучше. Сегодня, Денису Викторовичу, который тоже стал писателем, приятно, когда о нём вспоминают в связи с «Денискиными рассказами». Он даже хочет написать книжку «50 лет с Дениской на шее».
Они очень дружили – отец и сын. Денис помнит всего два случая, когда папа его наказал: один раз за нежелание надевать шарф, и второй за двойку. Виктор Юзефович прививал сыну вкус к хорошей литературе. Не на примере своих рассказов. Хотя Денис был их первым слушателем и до сих пор помнит вечера, когда он забирался в кресло, а папа читал так, как только он один умел. Отец рассказывал о Пастернаке, о Пушкине. Когда мальчику было 12 лет, папа прочёл ему вслух «Евгения Онегина» с подробными объяснениями непонятных «боливаров» и «брегетов».
В те времена детская литература считалась литературой не серьезной. И Виктор Драгунский хотел писать для взрослых. Но дома подрастал симпатичный мальчишка, он делился с отцом своими проблемами, рассказывал о том, что с ним происходит в школе и во дворе. И Драгунский-старший взялся за перо. Писал книги для детей и для взрослых. Даже болея, диктовал главы своей автобиографической повести. Шутил с друзьями: «Дай Бог, прожить ещё минут двадцать и написать несколько книжек».
Кстати, он не хотел, чтобы Денис пошёл по его стопам. Мальчик хорошо рисовал, и отец находил в нём талант. Но как говорит сам Денис: «талант кончился». Виктор Юзефович огорчался. Зато радовался, когда сын занялся филологией. В университете Денис изучал древнегреческий и латынь. А потом так же как отец долго искал себя: работал журналистом, писал сценарии, был даже политологом. Главное, что Денис перенял у папы - это нескончаемый интерес к жизни и желание постоянно пробовать новое.
«Как любому человеку, быть сыном своего отца, хорошего отца, мне радостно», - говорит Драгунский сегодня. Он не побоялся войти в литературу вслед за папой. Книги Дениса Викторовича издаются и пользуются большой популярностью. А против того, что написал их сын Драгунского, читатели не возражают. Им, выросшим на книгах его отца, приятно, что в литературном полку прибыло хороших писателей с фамилией Драгунский.
Подарим Варе и другим особенным детям возможность совершать новые победы над болезнью

Варе четыре года. Она подопечная Елизаветинского детского сада. Находится он в Москве, на территории Марфо-Мариинского монастыря. Здесь бесплатно помогают таким же особенным детям, как и Варя. У девочки несколько диагнозов, которые мешают ей развиваться. Ещё недавно она жила в своём особенном мире, где единственным другом для неё был плюшевый музыкальный заяц. Без него — ни шагу. Варя не понимала, чего от неё хотят взрослые, не играла с другими детьми и ела только из бутылочки. Её мама смотрела на это с горечью в сердце, думая, что так будет всегда... Однако Елизаветинский детский сад подарил семье надежду на добрые перемены.
День за днём, под чутким руководством педагогов и терапевтов, Варя начала меняться. Стала узнавать воспитателей и улыбаться им. У неё появились другие любимые игрушки, и верный плюшевый зайчик наконец-то смог отдохнуть. Варя полюбила рисовать. Оставлять на большом листе бумаги яркие отпечатки своей ладони и смотреть, как краска создаёт причудливые узоры. А ещё у девочки появилось желание общаться. Она играет с другими ребятами, ест с ними за одним столом и не боится быть в центре внимания.
Эта история — не про болезнь. Она про надежду. Про то, что есть люди, готовые помочь и есть места, где можно обрести поддержку и шанс на развитие. Одно из таких мест — Елизаветинский детский сад.
Поддержим этот благотворительный проект и его подопечных. Пусть в жизни Вари и других ребят с инвалидностью будет возможность развиваться и добиваться новых побед!
Чтобы совершить любой посильный перевод, переходите на сайт Елизаветинского детского сада.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарить новую жизнь разрушенным храмам

В разных уголках России есть храмы с большой историей, чьи стены хранят память поколений. Многие из них сильно разрушены и заброшены. Фонд «Белый Ирис» объединяет людей, которые дарят этим святыням новую жизнь. В рамках проекта «Хранителем наследия может стать каждый» (реализуется при участии Фонда президентских грантов) фонд «Белый Ирис» поддерживает тех, кто возрождает старинные храмы.
В одном из сёл Республики Коми живёт Ольга Торлопова. Она — хранитель храма во имя святых Зосимы и Савватия, который располагается в деревне Ипатово. Для неё он, как старая семейная фотография, где лица ещё различимы, но края уже истёрты временем. «Я знаю этот храм с детства. Мы часто ездили в ту деревню всей семьёй — он часть наших воспоминаний. Тогда храм ещё стоял, хотя и был заброшен. А сейчас провалилась крыша, многое обрушилось», — рассказывает Ольга.
Жители деревни Ипатово относятся к идее восстановления с осторожностью: кто-то скептически качает головой, кто-то молча наблюдает. И всё же Ольге удалось найти отзывчивых людей и поддержку.

В конце сентября были сделаны первые обмеры здания, а в скором времени появится эскиз обновлённого храма. Надежда вернуть его к жизни — есть, говорит Ольга Торлопова и совместно с волонтёрами уже планирует будущие субботники и другие работы.
Хранители храмов — это люди, которые невзирая на трудности, следуют зову сердца и желанию сохранить культурное наследие нашей страны. И фонд «Белый ирис» всячески им в этом помогает: привлекает специалистов, проводит обучение и поддерживает финансово.
О том, как присоединиться к возрождению храмов и проекту «Хранителем наследия может стать каждый», узнайте на сайте фонда «Белый ирис».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в творчестве М.М. Бахтина». Анастасия Гачева
Гостьей программы «Светлый вечер» была доктор филологических наук, главный библиотекарь Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Анастасия Гачева.
Разговор шел о том, какие христианские смыслы заложены в творчестве Михаила Бахтина и как их приходилось выражать в эпоху, когда напрямую свидетельствовать о христианстве было проблематично.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена христианскому взгляду на труды М.М. Бахтина (эфир 23.12.2025)
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена размышлениям М.М. Бахтина о творчестве Ф.М. Достоевского (эфир 24.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер












