На «Денискиных рассказах» Виктора Драгунского выросло три поколения ребят. Книжку читает уже четвёртое, и будет читать пятое. Недаром же она постоянно переиздаётся. Может быть, секрет такой популярности в том, что её главный герой не выдуманный, а самый настоящий? И писатель знал о нём всё до мельчайших подробностей. Ведь хороший отец всегда в курсе дел своего сына. А Дениска и был списан с Дениски. Только не Кораблёва, а Драгунского.
Когда в семье Драгунских родился сын, его назвали Денисом. Была середина 20-ого века, это имя тогда встречалось редко. Знакомые Виктора удивлялись и говорили: «Как странно Витя Драгунский назвал своего сына – то ли Денис, то ли Герасим!». Да и в школе мальчика поначалу называли то Трофимом, то Кузьмой. Но после выхода «Денискиных рассказов» в стране не было имени популярнее. Этого Виктор Драгунский предположить не мог.
Он вообще не думал, что станет писателем. Мечтал о сцене, работал артистом и режиссёром, цирковым клоуном и автором эстрадных реприз. Потом стал писать фельетоны, а уж потом и детские рассказы. Как всё гениальное, это получилось просто. Драгунский приехал на дачу, сел работать и через неделю прочёл жене и сыну серию первых «Денискиных рассказов». В них было точное описание жизни семьи: и квартира, и соседи, и ребята – друзья Дениса.
Драгунскому-младшему нравились рассказы, он гордился тем, что его папа – детский писатель, но фраза: «Смотри, смотри, вот тот самый Дениска!» преследовала героя этих рассказов с юности. Сравнение утомляло. Денис считал, что он и без книжки кое-что из себя представляет. И объяснял знакомым, что люди в рассказах – реальные, а всё происходящее с ними – блестящая выдумка его отца. Что он - Денис - никогда не выплёскивал манную кашу из окна на голову прохожему и в девочку на шаре не влюблялся. Зато, читая папины рассказы и усваивая уроки, которые в них были заложены, сын и сам становился лучше. Сегодня, Денису Викторовичу, который тоже стал писателем, приятно, когда о нём вспоминают в связи с «Денискиными рассказами». Он даже хочет написать книжку «50 лет с Дениской на шее».
Они очень дружили – отец и сын. Денис помнит всего два случая, когда папа его наказал: один раз за нежелание надевать шарф, и второй за двойку. Виктор Юзефович прививал сыну вкус к хорошей литературе. Не на примере своих рассказов. Хотя Денис был их первым слушателем и до сих пор помнит вечера, когда он забирался в кресло, а папа читал так, как только он один умел. Отец рассказывал о Пастернаке, о Пушкине. Когда мальчику было 12 лет, папа прочёл ему вслух «Евгения Онегина» с подробными объяснениями непонятных «боливаров» и «брегетов».
В те времена детская литература считалась литературой не серьезной. И Виктор Драгунский хотел писать для взрослых. Но дома подрастал симпатичный мальчишка, он делился с отцом своими проблемами, рассказывал о том, что с ним происходит в школе и во дворе. И Драгунский-старший взялся за перо. Писал книги для детей и для взрослых. Даже болея, диктовал главы своей автобиографической повести. Шутил с друзьями: «Дай Бог, прожить ещё минут двадцать и написать несколько книжек».
Кстати, он не хотел, чтобы Денис пошёл по его стопам. Мальчик хорошо рисовал, и отец находил в нём талант. Но как говорит сам Денис: «талант кончился». Виктор Юзефович огорчался. Зато радовался, когда сын занялся филологией. В университете Денис изучал древнегреческий и латынь. А потом так же как отец долго искал себя: работал журналистом, писал сценарии, был даже политологом. Главное, что Денис перенял у папы - это нескончаемый интерес к жизни и желание постоянно пробовать новое.
«Как любому человеку, быть сыном своего отца, хорошего отца, мне радостно», - говорит Драгунский сегодня. Он не побоялся войти в литературу вслед за папой. Книги Дениса Викторовича издаются и пользуются большой популярностью. А против того, что написал их сын Драгунского, читатели не возражают. Им, выросшим на книгах его отца, приятно, что в литературном полку прибыло хороших писателей с фамилией Драгунский.
Псалом 93. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из регулярно встречающихся тем Священного Писания — это тема справедливости. В таком положении дел нет ничего удивительного, ведь и в жизни вопросы справедливости далеко не самые последние. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 93-й псалом, в этом псалме мы вновь услышим ответ на вопрос о воздаянии попирающим закон Божий людям.
Псалом 93.
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моём, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
У исследователей нет единого мнения о точной датировке только что прозвучавшего псалма: с определённостью можно сказать лишь то, что он появился либо в период Вавилонского плена в 6 веке до Рождества Христова, либо вскоре после его окончания. Впрочем, точная дата не имеет большого значения, ведь псалом касается той проблемы, которая не зависит от каких-либо внешних факторов — при любом государственном устройстве и при любом уровне развития общества будет оставаться место для несправедливости. Дело здесь, как мы понимаем, в самой природе человека, повреждённой грехопадением Адама и Евы.
В 93-м псалме обращает на себя внимание описание поведения нечестивых. Эти люди «изрыгают дерзкие речи», «вдову и пришельца убивают», но самое важное состоит в том, что они «говорят: „не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев“». Увы, но подобное поведение нам прекрасно знакомо, мы видим его и у наших современников, часть которых полагает, что, отрицая бытие Божие и произнося в связи с этим безумные речи, они делают какое-то удивительное открытие, что в этом есть нечто новое и свежее, нечто такое, что противостоит невежеству живущих дремучим прошлым верующих людей. Но нет: так говорили и так себя вели люди задолго до Рождества Христова, и им тоже казалось, что они обрели истинную свободу, что им удалось скинуть путы нравственного закона.
Автор псалма предлагает таким людям задуматься о себе самих, о своём происхождении, и обратить внимание на Творца — Бог, сотворивший наши органы чувств, не слеп, не глух и не бесчувственен, Он рано или поздно отреагирует на безумие тех, кто отвергает Его закон, и реакция Бога этим людям категорически не понравится.
Конечно, в современном мире отсылка к сотворению Богом человека утратила свою актуальность. В наши дни может помочь обращение к разуму: если человек действительно разумен, то он не может не чувствовать свою ограниченность, и даже если он не верит в Бога, он не станет отрицать вероятность собственной ошибки, потому что заключительные слова прозвучавшего сегодня псалма слишком страшны, чтобы не обращать на них внимание: «Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего, и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш» (Пс. 93:22-23).
Псалом 93. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 93. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 93. На струнах Псалтири
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев".
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит,- Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: "колеблется нога моя",- милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
12 июня. О подвиге и почитании Преподобного Исаакия Далматского

Сегодня 12 июня. День памяти Преподобного Исаакия, игумена константинопольской Далматской обители, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге и почитании — священник Августин Соколовски.
В 330 году Константин Великий основал новую столицу Римской империи, которая получила название Константинополь, на европейском берегу Босфора. Спустя всего 7 лет после основания города, когда царь завершал свой земной путь, в столице уже было целых 15 монастырей.
Наименование своё святой Исаакий Далматский получил вовсе не по исторической области Далмациина Балканах, как многие думают, но по имени ктитора,мецената Далмата, который устроил монастырь, позже сам стал в нём монахом и даже был прославлен церковью во святых. Первым игуменом Далматского монастыря был святой Исаакий.
Он был родом из Сирии и первоначально жил отшельником за городской стеной. Когда новый византийский император Валент начал открыто поддерживать еретиков-ариан и преследовать православных, Исаакий прервал своё уединение и буквально вышел навстречу правителю с обличением. Валент тогда отправлялся на войну с готами. Он приказал арестовать Исаакия и держать его в узах с тем, чтобы расправиться с ним по возвращении. Однако вскоре Валент был убит.
Вместе со свободой Исаакий обрёл и славу исповедника, которая стала причиной того, что его просто принудили возглавить монастырь. Спустя 13 веков, в день памяти святого Исаакия, в Москве родился будущий первый российский император Пётр Великий.
Чтобы почтить своего небесного покровителя, Пётр повелел воздвигнуть в будущей новой столице на Неве церковь его имени. Она неоднократно перестраивалась, чтобы в итоге стать тем величественным Исаакиевским собором, крупнейшим храмом Санкт-Петербурга.
Все выпуски программы Актуальная тема