
Фото: Prateek Katyal/Unsplash
В начале ХХ века Владимир Маяковский предложил сбросить Пушкина с парохода современности. Однако последовать этому заносчивому призыву поспешили, как известно, не многие. А своеобразным ответом на него стала книга Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» — биография поэта, которой долгие годы было суждено оставаться литературной сенсацией, и даже сегодня её продолжают считать открытием.
Может показаться странным, но до выхода этой книги попросту не существовало ни одной цельной, связной биографии великого поэта. Вересаеву пришлось делать выписки из разрозненных первоисточников. По мере накопления писатель приводил их в систематический порядок. И однажды, пересматривая накопившиеся выписки, неожиданно увидел, что перед ним — оригинальнейшая и увлекательнейшая книга, в которой, по словам самого Вересаева, Пушкин предстаёт совершенно как живой.
Эту необычную биографию, можно назвать «мозаикой сведений» или «монтажом мнений». Она и сегодня представляет для читателей огромный интерес. В ней собраны фрагменты писем, воспоминаний современников и другие документальные свидетельства. Таким образом, в своей книге Вересаев позволил звучать лишь голосам пушкинской эпохи. Именно они, а не автор в своей интерпретации, и рассказывают читателю о том, каким был «Пушкин в жизни».
Вересаев сумел выстроить последовательность фактов не просто в соответствии со строгой хронологией, но и с блеском остросюжетного повествования, в котором, помимо, безусловно, любопытных свидетельств о том, как Пушкин говорил, во что одевался, какой мимикой обладал и какие имел гастрономические предпочтения, автор показывает читателям самое главное: трансформацию души человека и поэта. Так, например, в книге есть цитата из работы известного пушкиниста Петра Бартенева «Девятнадцатый век», в которой приводится яркий случай. Однажды кто-то при Пушкине стал читать одно из его богоборческих стихотворений. Поэт вспыхнул, на его лице отразилась такая боль, что чтец невольно замолчал. А Пушкин с грустью сказал, как дорого бы дал, чтоб взять назад некоторые стихотворения, написанные им в легкомысленной молодости. «Мировоззрение его изменилось вполне и бесповоротно. Он был уже глубоко верующим человеком» — приводит Вересаев слова пушкиноведа.
Главная же идея блестяще выстроенного документального повествования — в том, что поэтический дар Пушкина был поистине даром Божьим. Всю жизнь поэта сопровождали испытания: пристальное внимание властей, ссылки, долги, недоброжелатели. Словом, обстоятельства, в коих обычному человеку уж точно было бы не до лирики. А Пушкин писал стихи, которые и сегодня помогает людям чувствовать красоту земного бытия и побуждают к размышлениям о вечности. И которые, благодаря Викентию Вересаеву, показавшему нам Пушкина в жизни, для многих наверняка обретут новый, ещё более глубокий смысл.
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка и вера». Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный

Гостями программы «Вечер воскресенья» были участники арт-группы «Ларго» Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный.
Наши гости рассказали, как музыка и пение помогли им прийти к вере и в Церковь, как духовные песнопения стали важной частью их репертуара и как они ощущают явную поддержку от Бога на их творческом пути.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Почему смерти нет?» Священник Никита Иванов, Алесандр Яценко, Ольга Цой
В этом выпуске священник Никита Иванов, генеральный директор «Похоронного бюро № 1» Александр Яценко и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли о том, как принять, что смерти нет, если она всегда рядом.
Все выпуски программы Клуб частных мнений