В начале ХХ века Владимир Маяковский предложил сбросить Пушкина с парохода современности. Однако последовать этому заносчивому призыву поспешили, как известно, не многие. А своеобразным ответом на него стала книга Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» — биография поэта, которой долгие годы было суждено оставаться литературной сенсацией, и даже сегодня её продолжают считать открытием.
Может показаться странным, но до выхода этой книги попросту не существовало ни одной цельной, связной биографии великого поэта. Вересаеву пришлось делать выписки из разрозненных первоисточников. По мере накопления писатель приводил их в систематический порядок. И однажды, пересматривая накопившиеся выписки, неожиданно увидел, что перед ним — оригинальнейшая и увлекательнейшая книга, в которой, по словам самого Вересаева, Пушкин предстаёт совершенно как живой.
Эту необычную биографию, можно назвать «мозаикой сведений» или «монтажом мнений». Она и сегодня представляет для читателей огромный интерес. В ней собраны фрагменты писем, воспоминаний современников и другие документальные свидетельства. Таким образом, в своей книге Вересаев позволил звучать лишь голосам пушкинской эпохи. Именно они, а не автор в своей интерпретации, и рассказывают читателю о том, каким был «Пушкин в жизни».
Вересаев сумел выстроить последовательность фактов не просто в соответствии со строгой хронологией, но и с блеском остросюжетного повествования, в котором, помимо, безусловно, любопытных свидетельств о том, как Пушкин говорил, во что одевался, какой мимикой обладал и какие имел гастрономические предпочтения, автор показывает читателям самое главное: трансформацию души человека и поэта. Так, например, в книге есть цитата из работы известного пушкиниста Петра Бартенева «Девятнадцатый век», в которой приводится яркий случай. Однажды кто-то при Пушкине стал читать одно из его богоборческих стихотворений. Поэт вспыхнул, на его лице отразилась такая боль, что чтец невольно замолчал. А Пушкин с грустью сказал, как дорого бы дал, чтоб взять назад некоторые стихотворения, написанные им в легкомысленной молодости. «Мировоззрение его изменилось вполне и бесповоротно. Он был уже глубоко верующим человеком» — приводит Вересаев слова пушкиноведа.
Главная же идея блестяще выстроенного документального повествования — в том, что поэтический дар Пушкина был поистине даром Божьим. Всю жизнь поэта сопровождали испытания: пристальное внимание властей, ссылки, долги, недоброжелатели. Словом, обстоятельства, в коих обычному человеку уж точно было бы не до лирики. А Пушкин писал стихи, которые и сегодня помогает людям чувствовать красоту земного бытия и побуждают к размышлениям о вечности. И которые, благодаря Викентию Вересаеву, показавшему нам Пушкина в жизни, для многих наверняка обретут новый, ещё более глубокий смысл.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди