У нас в гостях были настоятель Спасского храма в селе Усово священник Дионисий Казанцев и кандидат исторических наук, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова.
Мы говорили о Елисаветинском крестном ходе в селе Усово, о программе крестного хода и его уникальном маршруте.
А. Пичугин
— Здравствуйте, дорогие слушатели. «Светлый вечер» на светлом радио. В этой студии приветствуем вас мы: Алла Митрофанова —
А. Митрофанова
— Алексей Пичугин —
А. Пичугин
— Сегодня у нас в гостях историк, общественный деятель, председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, кандидат исторических наук, вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества Анна Громова. Анна Витальевна, добрый вечер.
А. Громова
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— Священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма в селе Усово — это Одинцовский район Московской области. Отец Дионисий, здравствуйте.
Свящ. Дионисий Казанцев
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— Мы который год встречаемся с вами накануне Елисаветинского крестного хода, уже не первый год мы про него рассказываем слушателям, общаемся с вами, рассказываем про этот крестный ход. Каждый раз что-то новое у вас происходит. Но и у нас тоже новые слушатели появляются. Соответственно, казалось бы, постоянные наши слушатели уже представляют, о чем идет речь, но появляются новые люди. И вот для них давайте расскажем, кому-то напомним о том, что такое Елисаветинский крестный ход. И тем более что у вас в этом году что-то меняется, появляется что-то новое. Давайте обо всем по порядку подробно и поговорим.
А. Громова
— С огромной радостью, Алексей. Я хотела рассказать нашим радиослушателям о знаменательном событии, которое происходит в Одинцовском благочинии на подмосковной земле — это ежегодный крестный ход, посвященный преподобномученице Елисавете. Этот крестный ход приурочен к сентябрьским дням, когда она праздновала свои именины — это 18 сентября, когда Русская Православная Церковь празднует память святой праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. И когда в Лазареву субботу 1891-го года Елисавета Федоровна совершила давно ожидаемый ею в ее душе шаг, как она пишет в своих письмах, в том числе цесаревичу Николаю Александровичу, она пишет о том, что «я в душе уже давно православная. И было бы неправильно мне и было бы ложью вести себя, как протестантка, но не переходить в православие». Но это такой приблизительный пересказ, но именно в этом был смысл ее писем. И многие события ее жизни и жизни ее супруга, великого князя Сергея Александровича, который действительно был последовательным христианином не только в своих убеждениях, но и в своей жизни. И некоторые паломнические поездки, путешествия в Святую Землю 1888-го года, которые они с супругом предприняли, и многие другие события ее жизни, в частности, то, что она наблюдала в Ильинском на подмосковной земле — уклад православной жизни народа, традиции усадебной жизни, Москва, которая на нее произвела огромное впечатление, святыни и реликвии православные, и само православное богослужение — очень много-много ее привлекало. Для нее, как она говорила, это самый короткий путь ко Христу. И вот в Лазареву субботу 1891-го года в церкви Сергиевского дворца в Санкт-Петербурге она переходит в православие через обряд миропомазания. И именно тогда она приняла имя святой праведной Елисаветы. И Елисавета стала ее небесной покровительницей. 18 сентября всегда и в Москве и в Санкт-Петербурге и в подмосковном Ильинском, где была усадьба великого князя Сергея Александровича, все имели возможность ее поздравить. Были большие празднования, которые начинались Божественной литургией и продолжались крестным ходом, молебном. Потом большой народной ярмаркой, раздачей подарков. В общем, для всех окрестных сел, а усадьба состояла из семи сел, на обоих берегах реки Москвы, в Ильинском, в Усово и в других местах это был большой-большой народный праздник.
И для нас очень ценна эта традиция, которая уже сложилась в этих местах. И эта традиция связана не только с крестными ходами в день памяти святой праведной Елисаветы, не только с празднованием именин великой княгини, но и с тем, что осенью происходил традиционный переезд семьи из одного усадебного дома в другой. Один усадебный дом находился на высоком берегу реки Москвы в Ильинском,
там дом был холодный. Это бывшая усадьба Остермана-Толстого, которая
когда-то была когда-то куплена императором Александром II для своей супруги — императрицы Марии Александровны, которая страдала туберкулезом всю жизнь. К сожалению, туберкулез перешел в открытую форму в 1865-м году, после страшной потери, которая постигла императорскую семью — погиб их любимый сын, цесаревич, наследник Николай Александрович скоропостижно скончался в Ницце от костного туберкулеза. Это была поистине чудовищная скоропостижная смерть, свидетелями которой были родители, его братья. В общем, это была трагедия семьи. И от этой потери императрица Мария Александровна не оправилась до конца своей дней. И ее болезнь прогрессировала с тех пор. Как вы знаете, умерла она в 1881-м году, и все эти годы это были годы болезни, годы страданий, что не мешало ей вести активную благотворительную и общественную жизнь. К сожалению, личная ее жизнь была ограничена, потому что близость с супругом была им запрещена по тем правилам медицинским, которые были в то время — открытая форма туберкулеза считалась очень опасной. И Мария Александровна практически уединилась со своими младшими детьми. И в том числе одним из мест этого уединения, одним из любимых мест была усадьба Усово—Ильинское. Так вот, из холодного дома в Ильинском, там не было отопления, перебирались в зимний усадебный дом в Усово. А для этого нужно было перебраться через реку Москву. Тогда еще мост был достаточно утлым, то есть некоторый скарб, некоторые вещи переправлялись на лошадях через мост, а в основном всё перегоняли на плотах — основные грузы. Так вот, наш крестный ход начинается в Ильинском, в храме Илии Пророка в селе Ильинское. Мы идем заливными лугами мимо усадьбы и потом на плотах, а сейчас, когда число паломников в прошлом году у нас было свыше трех с половиной тысяч, то мы уже должны были построить понтонный мост. В этом году мы тоже строим понтонный мост. И у нас будет и переправа и на плотах, и на понтонном мосту. Мы хотели отказаться от плотов, но народ возроптал и сказали, что «мы хотим плотов».
Так вот, будут и плоты, будет и понтонный мост. Будет прекрасный молебен у школы императрицы Марии Александровны. Когда она впервые прибыла в усадьбу после покупки в 1865-м
году, она озаботилась нищетой населения, тем, что народ лишен
возможности получить образование, медицинскую помощь, тем, что храм
обветшал. И со времен наполеоновских войн до сих пор стоит без ограды, как был разграблен французами, так и не был восстановлен. И она дает деньги на возвращение благолепия храму, на церковную ограду и в том числе на строительство каменной школы. Так вот, эта каменная школа до сих пор стоит и до недавнего времени в ней учились ребятишки местные. Сейчас они переведены в Барвихинскую школу, а мы готовим это здание под музей. Это будет музей школы и детства. Вообще, очень интересная экспозиция. Мы уже набрали потрясающих экспонатов — и грифельных старинных досок и много интересных учебных пособий и перьев, всякого-всякого, и учебников. Но самое главное наше достояние, что мы энергично работаем с мультимедийщиками — у нас будет совершенно потрясающий мультимедийный контент, который расскажет о развитии школьной сети в России, о реформах, которым подверглось школьное образование в последнее царствование императора Николая II. То есть это будет очень интересный музей. А, учитывая, что он смыкается с территорией дома настоятеля, то есть это может быть музейный комплекс, равно как у нас несколько музеев еще предполагается в Ильинском. То есть это будет такой ряд музеев, которые в том числе расскажут о традициях образования, о традициях воспитания детей, о традициях милосердия. Ну, потом я могу об этом побольше рассказать. Но сейчас самое главное, что этот крестный ход состоится 15 сентября, в воскресенье. Мы будем готовы паломников собрать у метро «Тушинская» и «Молодежная». В 7.30 утра уже отход автобусов.
А. Пичугин
— Чтобы на службу успеть.
А. Громова
— Да, мы должны успеть на службу. Торжественное богослужение в Спасском храме села Усово возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В программе мероприятия будет Божественная литургия одновременно и в Ильинском храме и в Усовском. То есть на обеих сторонах реки Москвы будет идти Божественная литургия. Дело в том, что встреча митрополита уже без пятнадцати 8, поэтому нужно паломникам будет поторапливаться...
А. Митрофанова
— По правилам хорошего тона не позже, чем архиерей придет на службу.
А. Громова
— Безусловно. В 7.15 уже чтобы паломники собирались и в 7.30 — по три автобуса больших, на 50 человек, их Красногорская администрация предоставляет, за что мы ей очень благодарны. Эти автобусы — три от «Молодежной», три от «Тушинской» с большими надписями на лобовом стекле «Крестный ход Усово—Ильинское», «Елисаветинский крестный ход». Автобусы отправятся в 7.30. Нужно выйти из первого вагона, чтобы было удобно увидеть эти автобусы и сразу занять в них места. И эти же автобусы в 5 часов вечера, уже после возвращения крестного хода в Ильинское, после общей молитвы, после праздничной трапезы, выступления духового оркестра, просветительской программы, программы документальных фильмов, которая будет показана, причем очень интересная программа у нас в этом году. После этой программы...
А. Пичугин
— Позже подробнее расскажете.
А. Громова
— Да. После всех этих радостей каждый паломник может уехать или на электричке, станция у нас рядом расположена. Либо эти же автобусы вернут точно так же на станции «Тушинская» и «Молодежная».
А. Митрофанова
— Отец Дионисий, я слушаю, что вам предстоит в эти выходные и понимаю, что это всё очень красиво и замечательно и прекрасно — подготовка же вся на вас?
Свящ. Дионисий Казанцев
— Спасибо большое. Но я полагаю, что на коллективе всего храма и прихожан и, конечно же, сотрудников Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Конечно же, и на благочинии. И, как указано в нашей традиционной программе, есть логотипы и Общества и храма, и, конечно же, округов Одинцовского и Красногородского. То есть, конечно, это такой совместный труд. Мне уже во второй раз счастливится принимать участие в организации, в проведении.
А. Митрофанова
— Вы всего 2 года в этом месте служите?
Свящ. Дионисий Казанцев
— Меньше — полтора года. Так выпадает, что уже второй раз уже счастливится мне быть и молиться на крестном ходу, идти этим путем, великолепнейшим просто. Конечно, много в жизни удалось повидать, но такого еще не видывал.
А. Митрофанова
— Много в жизни удалось повидать — тут я должна пояснить: дело в том, что отец Дионисий до этого перевода в Москву, точнее, в Подмосковье, служил в Сан-Паулу.
А. Пичугин
— И в Корее тоже.
А. Митрофанова
— И в Корее тоже. Где только вы ни были. И теперь вы здесь. И говорите, что такого вы не испытывали нигде.
А. Пичугин
— Мне кажется, что надо будет отдельно с отцом Дионисием поговорить. Я открываю на сайте Московской областной епархии раздел священнослужителей, захожу в раздел, где пишут про отца Дионисия, и вижу в графе «образование»: литературный факультет отделения корейского языка в университете имени Ким Ир Сена в Пхеньяне.
А. Митрофанова
— Фантастика.
Свящ. Дионисий Казанцев
— Да, был и такой эпизод. И множество других, которые...
А. Митрофанова
— Мы вас приглашаем на отдельную программу к нам.
Свящ. Дионисий Казанцев
— Всё делалось по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, с большой радостью, с отдачей. И здесь мы вместе продолжаем труды по распространению нашей православной веры среди уже наших соотечественников. Для меня это, конечно, особо приятно и ценно, потому что где бы мы ни трудились, всегда в гостях хорошо, а дома лучше. И дома мы должны сделать сугубые плоды. Подготовка идет уже с мая. Традиционно, как и в прошлом году, некоторые из нас не берут отпуска, потому что это как раз дни плодотворной подготовки к крестному ходу. То есть наша обязанность — быть на месте, решать какие-то моменты. И уйти в отпуск в это время неудобно, чтобы не подвести весь процесс.
А. Митрофанова
— В программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня: Анна Громова, историк, общественный деятель, председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества; и священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма села Усово Одинцовского района. О событии в этом селе и в соседнем Ильинском — через речку стоят два села и смотрят друг на друга — мы сегодня и говорим. 15 сентября, совсем скоро уже, там пройдет крестный ход, уже восьмой по счету. Этот крестный ход носит имя преподобномученицы Елисаветы Федоровны Романовой, которая жила в этих местах и очень много сил вложила, сил, времени и средств, вообще, всех своих ресурсов и себя посвятила тому, чтобы в этом месте образовался такой анклав милосердия. Наверное, можно так сказать? Знаете, отец Дионисий, прежде чем мы продолжим разговор, мне хотелось бы еще такой момент уточнить. Когда вы вернулись в Россию из Сан-Паулу — это Бразилия, это невероятно яркая страна. Оказались в этом месте. Что вас там особенно поразило? Вы помните это первое впечатление?
Свящ. Дионисий Казанцев
— Да, конечно. Если говорить о самом первом впечатлении, я не скрою, когда я заходил на территорию храма, а до этого я как-то сподобился проезжать несколько раз мимо храма и видел что-то величественное — белокаменная церковь на Рублево-Успенском шоссе, такая неповторимая. Чувствовалось много деталей в ее исполнении, в реализации строительства. Но не более того, то есть более сведений не имел. Но когда в первый раз прибыл, конечно же, прежде всего зашедши на территорию храма, я увидел с правой стороны памятник, установленный в память как раз преподобномученицы Елисаветы Федоровны, которая смотрит на каждого входящего так ласково, так по-матерински. И когда я зашел на территорию храма, я поблагодарил Господа и обратился к преподобномученице, сказав, что благодарю Господа и благословения ее, что я нахожусь сейчас здесь и начинаю труды в этом святом храме. Конечно, сам храм необыкновенен — он снаружи выглядит, как древнерусское зодчество, такой белокаменный традиционный храм. Сама территория очень благообразная. И есть воскресная школа, есть спортивный зал для детей, для спортсменов, есть, конечно же, сам корпус основной, в котором есть и залы для выставок, залы для приема гостей, административный зал. Водосвятная часовня тоже очень интересного исполнения. Великолепная звонница, которая, наверное, входит в десятку лучших звонниц России, как мне говорили наши колокольные мастера. И, конечно же, сам храм — это какой чуткий подход к каждой детали. Конечно, мы рассказываем каждому паломнику, который приезжает в усадьбу Ильинское—Усово с посещением Спасского храма. И, конечно же, в каждой детали чувствовалось много любви, много глубоких моментов нашего православия. Допустим, те же лампадки, кронштейны — это всё копии, изготовленные по чертежам, это те, которые были еще до революции.
А. Пичугин
— А кто этим занимался? Это же очень кропотливая работа, которая требует искусствоведческих...
А. Громова
— Мастерская Киреева занималась. У нас каменные работы делала мастерская Анисимова известная очень.
А. Митрофанова
— Частый гость нашей программы.
А. Громова
— Да. Литейные все работы, все детали интерьера выполнялись по эскизам архимандрита Зинона. Архимандрит Зинон, конечно, переосмысливал, как он это называл — переосмысление византийского наследия через принципы и установки модерна, так скажем. Это очень интересно, потому что очень многие вещи и облачение священника расшиты по эскизам Вашкова.
А. Пичугин
— Надо оговориться, что отец Зинон — классик современной иконописи. Я думаю, что человек, который расписал такое количество храмов... На самом деле, не очень большое, но это, наверное, самые яркие представители того, что мы вкладываем в понятие современной иконописи.
А. Громова
— Знаете, я думаю, что паломникам, которые посетят наш крестный ход, будет очень интересно познакомиться с таким уникальным собранием решений архимандрита Зинона в одном храмовом пространстве, потому что фактически это храм одного автора. То есть всё, что задумал архимандрит Зинон — от структуры и устройства всех необходимых деталей до интерьера храма: это и высота алтарной преграды, это и иконописный ряд в алтарной преграде, это основные мотивы росписи храма и декоративного убранства. Потому что и литье и каменная резьба — всё это соответствует его замыслу вплоть до того, что архимандрит Зинон сам выбирал цвет и узоры камня на полах, на солее и так далее. То есть это полностью его авторская работа. И мы даже принимаем часто студентов архитектурных вузов, художественных вузов, которые могут ознакомиться с творчеством отца Зинона, потому что, к сожалению, как вы справедливо заметили, Алексей, далеко не все работы отца Зинона сохранились. И вот такой цельный интерьер, выполненный одним мастером, это большая редкость. И мы обладаем этим сокровищем.
А. Пичугин
— Он продолжает работать.
А. Громова
— Ну, он создает новые шедевры. И мы считаем, что и нижний храм Федоровского собора в Санкт-Петербурге — это тоже шедевр. Есть перекличка с Иисусовским храмом, кто хорошо знаком с этим санкт-петербургским храмом. Так что у нас с точки зрения архитектуры и церковного убранства есть много вещей, которые будет интересно и познавательно увидеть тем паломникам, которые прибудут на наш крестный ход.
А. Пичугин
— Насколько я понимаю, церковь, о которой мы сейчас говорим — она новая, она выстроена около 10 лет назад. А была еще старая церковь в Усово — та самая, которая помнит Елисавету Федоровну. Она сохранилась?
А. Громова
— Да. Более того, она сейчас отреставрирована, благодаря тоже усилиям владыки Тихона (Шевкунова). А до этого... Мы уже, наверное, около 17 лет назад создали общину, которая была призвана в том числе восстановить Спасский храм в селе Усово, который был превращен в государственную дачу — была снесена звонница, купола. И фактически в апсиде, в алтарном пространстве была столовая.
А. Митрофанова
— Хоть не туалет. А то, знаете, как это бывает...
А. Громова
— Знаем, конечно. В Николо-Угрешском монастыре меня особенно это потрясло. Слава Богу, сейчас там тоже благолепие вместо запустения, и всё прекрасно — Господь воцарился и облекся в лепоту. У нас тоже похожая картина, потому что Спасский храм в селе Усово, старинный, XVII века, его удалось полностью восстановить. Даже были восстановлены, воспроизведены мозаики полов по архивным материалам. То есть подошли по всем канонам восстановительных работ. И когда мы были уже очень близки к тому, что община наконец станет счастливой обладательницей храма и мы сможем молиться в восстановленном храме. А до этого мы молились в школе императрицы Марии Александровны, она находится рядышком. И читали акафисты Спасу Нерукотворному Образу и молились, собирались несколько раз в неделю. И благодаря тому, что Господь, конечно, услышал нас и привлек очень многих добрых людей для того, чтобы нам помогать. Среди них и Наина Ельцина была, которая нам оказывала поддержку. И маршал Сергеев. И многие люди, которых уже и нет.
Есть другие люди, которые энергично содействовали восстановлению этого
храма. И, слава Богу, храм сейчас восстановлен полностью, в нем совершаются богослужения. Но он стал домовым храмом, резиденцией в Ново-Огарёво, поскольку после его восстановления было принято решение, что он не будет общедоступен, а останется на территории резиденции.
И, соответственно, община, которая много лет заботилась о его восстановлении, мы опять оказались без храма. Но потом случилось невероятное — после нескольких лет наших просьб и мытарств, практически, когда мы уже потеряли надежду, в дело вмешался Владимир Владимирович, который тогда был во главе правительства. И он дал распоряжение неподалеку от этого места, буквально через дорогу, отдать церкви один гектар земли для того, чтобы там был выстроен храм в компенсацию того, который остался на территории резиденции. И чтобы это было собственностью церковной общины Русской Православной Церкви. И мало этого, нам еще и помогли найти благотворителей на строительство этого храма, поэтому при помощи «Роснефти», тогда Сергей Богданчиков стоял во главе, он много своих сил и личного времени даже уделил тому, чтобы этот храм быстро вырос на этом месте. И практически за полтора года мы построили храмовый комплекс. Кроме всего того, о чем сказал отец Дионисий, у нас уникальная ситуация — у нас священники имеют возможность жить на приходе, потому что мы при проектировании учли квартиры для многодетных священнических семей. И у нас действительно потрясающая возможность молиться постоянно. И любой человек, который нуждается в помощи, окормлении — это может быть умирающий, рождающийся — любой христианин может в любое время суток получить помощь от священства Спасского храма. Это действительно большое достоинство и большое достижение.
А. Пичугин
— Мы сейчас прервемся буквально на минуту. Я напомню, что сегодня говорим про Елисаветинский крестный ход, который по традиции в сентябре проходит в Подмосковье. У нас в гостях: Анна Громова, историк, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества; священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма села Усово Одинцовского района Московской области. Алла Митрофанова и я, Алексей Пичугин. Через минуту мы сюда вернемся и узнаем, что же нового в этом году готовят организаторы крестного хода. Я знаю, что в этом году он посвящен не только памяти преподобномученицы Елисаветы, но еще и памяти одного из новомучеников. Об этом мы поговорим чуть позднее.
А. Митрофанова
— Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели. Алексей Пичугин и я, Алла Митрофанова. И напоминаю, что в гостях у нас сегодня: Анна Витальевна Громова, историк, общественный деятель, председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества; и священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма села Усово Одинцовского района Московской области, в котором 15 сентября пройдет уже в восьмой по счету Елисаветинский крестный ход. Все желающие приглашаются. Пожалуйста, приезжайте. Причем даже автобусы, как нам Анна Витальевна рассказала в первой части нашего разговора, будут организованы от метро «Тушинская» и «Молодежная». К 7.30, не позже надо приехать, из первого вагона выйти и можно будет увидеть автобусы, на которых большими буквами написано «Крестный ход Ильинское—Усово». Приезжайте, пожалуйста, принимайте участие в этом удивительном событии. Раз в год это происходит в сентябре. Приурочено к именинам Елисаветы Федоровны Романовой, преподобномученицы Елисаветы. Тем более что в этом году 155 лет со дня ее рождения. Но в этом году еще одна очень знаменательная дата для этого места — Ильинское и Усово. 145 лет со дня рождения священномученика Сергия (Махаева), прославленного как новомученика Церкви Русской уже в наше время. Человек, который пострадал за веру и который был родом из этих мест. И если я правильно понимаю из того краткого разговора, который у нас был накануне эфира, этот человек, будучи десятью годами младше Елисаветы Федоровны Романовой, фактически рос, формировался на ее глазах. То есть там какие-то очень трогательные отношения, она его под крыло взяла, да? Как это было, отец Дионисий, расскажите.
Свящ. Дионисий Казанцев
— Спасибо большое, Алла. Да, конечно, перечитывая историю, многие книги, многие статьи, которые в том числе появились на свет, только благодаря «Елисаветинско-Сергиевскому просветительскому обществу», которое возглавляет Анна Витальевна, узнается многое. Служа за границей, я обратил особое внимание на тот феномен, который появился с приходом коммунизма. В результате на свет появилось много новомучеников, исповедников российских. Мы помним, что первые шаги, конечно же, встречались прежде всего в Зарубежной Церкви. Помним тот особый Собор, который был в 1981-м году, когда прославили нашего последнего российского императора Николая II и также членов августейшего семейства, Святейшего Патриарха Тихона и многих других. Дальнейшие соборы проводились в Зарубежной Церкви. И конечно, потихонечку пришли к тому, что в 1990-м году, уже после смены власти состоялись и наши соборы и установления. Мы помним, что Архиерейский Собор нашей Церкви в 1992-м году уже определил совершать празднования новомучеников и исповедников российских, мы помним, что это дата, ближайшая к 7 февраля, так же, как это было определено после революции Поместным Собором. И сейчас мы имеем, конечно, такое счастье и радость молиться вместе с теми, кто служил в Москве, в Московской области, в других частях России и причислены к лику святых. Помним и знаем, что сейчас уже около 1800 у нас святых новомучеников и исповедников российских. 164 из них именно Москвы и Московской области. И недавно было написана икона соборных мучеников одинцовских. То есть это, конечно, определенное чувство — ты понимаешь, когда рядом, в той же земле, в тех же местах молились, трудились, оканчивали свою жизнь новомученики и исповедники российские.
А. Пичугин
— А много одинцовских новомучеников?
Свящ. Дионисий Казанцев
— Их около 20.
А. Пичугин
— Это много, на самом деле это много. По количеству церквей, которые находились, там не было Одинцовского благочиния, но которые находились в этом месте, это практически из каждой церкви, из каждой второй уж точно, кто-то был не просто убит, но и еще прославлен в лике святых.
А. Митрофанова
— Пострадал именно за веру.
Свящ. Дионисий Казанцев
— Конечно, для нас особым образом Ильинское—Усово, а точнее Усово — то место, где жила долгое время преподобномученица Елисавета. И там же они познакомились с отцом Сергием (Махаевым). Хотел бы буквально пару слов рассказать о его жизни, рождении. Мы помним, что он родился в семье отца Константина Махаева, который еще с 1873-го года служил в этом маленьком храмике, в церкви Нерукотворного Образа Христа Спасителя села Усово. В то время там не было еще резиденции великого князя Сергея Александровича, это место было выбрано позже. Это был обычный небольшой храм. Как отмечают современники того времени, они пишут Святейшему Патриарху Тихону прошение, в котором благосклонно отзываются об отце-настоятеле, рассказывают о том, что он «50 лет безвыходно прослужил при нашем беднейшем приходе, никогда не желал просить о переходе от нас в другой приход, всегда ревностно справлял наши требы, не ссылаясь на позднее время или непогоду, всегда был готов нас, прихожан, и не вынуждал никогда, всегда был всем доволен. Своим трудом обрабатывал землю, пахал и косил. Был примером для наших прихожан и всю жизнь служил, был и есть нам отцом». Такие трогательные слова пишут в заметке для Святейшего Патриарха Тихона в 1923-м году.
А. Митрофанова
— «Всегда и всем доволен». Я это услышала, это же важно очень, когда у человека практически ничего нет, а он за всё благодарит и доволен.
А. Громова
— Алла, потрясающие подписи под этим письмом. Во-первых, о чем просят прихожане — они просят, чтобы разрешили митру за богослужением носить их митрофорному протоиерею отцу Константину. И потрясающие подписи, там около 50 подписей, и первой стоит подпись председателя Одинцовского сельского совета.
А. Пичугин
— Напомните, какой это год?
А. Громова
— Это 1923-й.
А. Пичугин
— Но еще в 1923-ем году такое можно было себе представить — это достаточно «травоядные» времена по сравнению с тем, что начнется через 10 лет, даже чуть раньше, в самом конце 20-х. Еще можно себе как-то представить, что в 1923-м году председатель сельсовета может подписать подобное письмо.
А. Митрофанова
— Я думаю, что здесь еще во многом это связано с личностью самого священника.
А. Пичугин
— Конечно.
А. Митрофанова
— Потому что если уж председатель сельсовета ходатайствует о нем, то это дорогого стоит в те времена — это значит, что это такая любовь и милосердие, которые всё перекрывали, всю советскую пропаганду.
А. Громова
— Храм не закрыли до тех пор, пока не умер отец Константин. Только после его смерти в 1934-м году закрыли. Но тут уже моментально разметали всю его семью. Двое его сыновей старших, Сергей и Александр, были расстреляны в Бутове. Один, который жил в Ильинском, пропал без вести, неизвестно, куда делся. Уцелели дочери. В общем, вся семья сильно пострадала. Дом был сразу же продан.
А. Митрофанова
— Какой кошмар. В Бутово в 1937-м, да? Как раз отец Сергий (Махаев), о котором...
А. Громова
— Отец Сергий — 2-го декабря 1937-го года. А в ноябре перед этим погиб его брат Александр. Причем он был псаломщиком одной из московских церквей, кстати, недалеко от Марфо-Мариинской обители. Елисавета Федоровна тоже его знала, потому что он назначался ею духовником в учреждение для глухонемых детей, которое она опекала. И он как бы тоже был сподвижником Елисаветы Федоровны. И обвинение было совершенно нелепое — там был какой-то донос, и искали повод. И повод нашли совершенно невероятный. Они жили же недалеко от Звенигорода и Одинцово. И на станции Одинцово его обвинили в том, что он находился вблизи государственной дачи, то есть дачи чиновников того времени. Возле станции электрички он находился вблизи дач — вот так и написано в следственном деле. И спрашивают его: «С какой целью вы находились?» — с террористической и так далее... И он отвечает, что «я просто собирал по дороге цветы для своей матери». И такое оправдание не посчитали справедливым, потому что был на него донос — кто-то хотел получить его квартиру. Кстати, это очень частое явление в то время. И такие злонамеренные люди стали причиной его гибели. А тогда была же статистика определенная: нужно было уничтожить определенное количество людей, которые имели отношение к служению в церкви. Вот и всё. Он попал в это число.
А. Пичугин
— Смотрите, какая интересная история. Я сейчас параллельно читаю историю этой семьи Махаевых. Мы про отца Константина поговорили, отец Сергий был расстрелян в Бутове. Николай Константинович Махаев, его даты жизни не совсем установлены, хотя, возможно, вы знаете. Он родился в Усово в семье отца Константина, учился вместе с Павлом Флоренским на одном курсе. Потом впоследствии где он только ни жил — преподавал русский язык и литературу в Витебской семинарии, до начала Второй мировой войны преподавал русский язык и литературу в Севастополе. Во время войны был в оккупации в Керчи. И доживал последние годы, уже в послевоенное советское время, в Симферополе. Видимо, уже достаточно много лет прошло после окончания войны, потому что он исследовал и редактировал рукописи архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Тоже такая интересная биография.
А. Громова
— Самое интересное, что как раз трудам его правнучки мы обязаны появлением книги «Последний священник...», которую мы сейчас переиздаем. Как раз мы сейчас с отцом Дионисием ехали и читали по дороге приветственное слово митрополита Ювеналия, обращенное к читателям этой книги. Мы хотим ее переиздать к крестному ходу, может быть, успеем. Татьяна Радионова — это ближайшая родственница как раз Николая Константиновича Махаева. И в ее книге подробнейшим образом описана история всей семьи, и в частности эти трогательные отношения со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Дело в том, что Николай Константинович был близко знаком с его секретарем. А поскольку у него было очень хорошее литературное образование, он окончил литературный факультет в том числе, то он просто брал на редактирование эту книгу знаменитую, которую мы все читали — «Дух, душа и тело». И не только это, многие бумаги святителя Луки тоже прочитывались Николаем Константиновичем. И мне кажется, это как-то очень промыслительно, потому что мы сейчас имеем уникальную возможность приложиться к мощам преподобного, которые прибыли к нам из Симферополя. Мы в Донском монастыре вчера сподобились молиться вместе с настоятелем Донского монастыря, владыкой Фомой. И как раз мы много говорили с владыкой о новомучениках и, в частности, о той уникальной возможности, которая сейчас предоставлена всем православным — помолиться у мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
А. Митрофанова
— Если вернуться к разговору о священномученике Сергии (Махаеве). Что известно о нем и его отношениях с Елисаветой Федоровной Романовой? Действительно, так получается, что он ее протеже, не протеже, но ребенок, который растет на твоих глазах, и он идет по священнической стезе. И она глубоко верующий человек. Конечно, каким-то образом, наверное, она хотела его поддержать.
Свящ. Дионисий Казанцев
— Да, дорогая Алла, конечно, так. Мы помним, как он возрос уже до времени поступления в семинарию, он закончил Вифанскую духовную семинарию. Затем он сразу проявляет себя как отличный педагог, хороший проповедник. В это время женится на дочери московского священника, Людмиле Сергеевне Цветковой. И здесь уже сразу возникают как раз первые такие труды совместные, уже под руководством и покровительством святой преподобномученицы Елисаветы. В 1900-м году он начинает
трудиться при Московской Иверской общине сестер милосердия, которая,
как известно, была создана именно через Красный Крест, на Большой Полянке, преподобномученицей Елисаветой. И она, и великий князь Сергей Александрович являлись почетными попечителями этой общины. И затем, когда он прошел какой-то определенный момент, впоследствии он становится священником этой общины. Потом, конечно же, также такой след совместного служения —
батюшка Сергий становится сотрудником Московской комиссии
Императорского Православного Палестинского общества. Напомню, что
великий князь Сергей Александрович возглавлял общество в то время. И, конечно же, начиная с 1905-го года, проходит 5 лет и, видимо, рождаются мысли, чтобы не просто было служение, как священника, а также служение сестрам милосердия. Он обучает их закону Божьему, обучает каким-то законам жизни, делится своим опытом. И отмечается именно, что в общинах Красного Креста и в данной общине было истинно христианское подвижническое служение. Об этом есть какие-то особые моменты — устанавливался священный стяг, которому присягали сестры, был особый чин молебного пения при возложении креста на сестру милосердия при выпуске. И в пояснениях отец Сергий призывал сестер именно к святости в служении сестер ближнему, говением, подвигом настоящего христианского служения ближнему. Об этом мы, конечно, не забудем. И, конечно, очень много и в интернете и в печатных СМИ — те красивые речи и обращения к сестрам, которые сохранились до наших дней. Когда обращаясь к ним, к сестрам, которые вернулись с Русско-Японской войны, он обращался словами Евангелия: «Что же вы ходили смотреть в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? Или что-то другое?» — это говорилось о святом Иоанне Крестителе. А далее он переходит к сестрам и говорит: «Вы, подвижники великого дела христианского милосердия, что же вы ходили смотреть? На прогулку ли? Наслаждаться мирными картинами жизни мирных жителей в чужих странах, в которых бывали? Нет, вы увидели и боль, и стоны, и страдания, и всячески старались помочь ближнему. Поэтому, поступая так, вынося с поля боя солдат и перевязывая раны, вы были как раз посланниками нашей веры, нашего Господа Иисуса Христа, исполняя великие заповеди».
А. Пичугин
— Мы напомним, что сегодня в программе «Светлый вечер» говорим про Елисаветинский крестный ход, который по традиции в сентябре проходит в Подмосковье. В гостях у нас сегодня Анна Громова, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, кандидат исторических наук, председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества. Также в гостях у нас священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма в селе Усово Одинцовского района Московской области. Вы обещали, Анна Витальевна, рассказать что еще ожидает людей, которые приедут 15 сентября в Усово на Елисаветинский крестный ход, уже восьмой по счету. Вы говорили про интересные документальные фильмы, которые будут показаны. Расскажите, пожалуйста.
А. Громова
— Мы собрали очень интересную хронику. Дело в том, что нашему Обществу посчастливилось быть в содружестве с Екатеринбургскими музеями и с Тюменским музеем, просветительским объединением. В прошлом году мы сподобились участвовать в создании музея царской семьи в Тобольске и в создании музея алапаевских мучеников в Алапаевске, в здании Напольной школы. И то и другое здание — Напольная школа в Алапаевске и губернаторский дом в Тобольске — это мемориальные здания, которые удалось сохранить в полной мере, в том числе благодаря усилиям общества и правильному взаимодействию с властью, с краеведческим сообществом, которое занимается охраной памятников в той или другой области. И сейчас намечена новая перспектива. Поскольку мы являемся инициаторами «Императорского маршрута» — это маршрут в России и за рубежом, который посвящен местам памяти царской семьи, местам их пребывания, посещения. То есть это и великокняжеские усадьбы, императорские резиденции, это и места путешествий и паломничеств царской семьи. Фактически в каждом
городе можно найти экспонаты, найти места, посвященные как раз этим
темам. Что исключительно привлекательно, потому что сейчас уже 20 регионов входит в «Императорский маршрут».
И как раз, занимаясь «Императорским маршрутом», мы пришли к выводу, что музеи просто необходимы, как точки на «Императорском маршруте». Они действительно концентрируют внимание. И сейчас планируется создание музея великого князя Михаила Александровича в «Королёвских номерах». Это те мемориальные стены, из которых он ушел на свою голгофу, на расстрел, со своим соратником Николаем Николаевичем Джонсоном, с 12 на 13 июня 1918-го года. Это великокняжеские усадьбы Осташёво и Брасово. В Осташёво — усадьба великого князя Константина Константиновича и его детей. А в Брасово —
это усадьба великого князя Михаила Александровича, которая покупалась
изначально родителями, Александром III, для другого сына, для Георгия
Александровича, который, как мы знаем, скончался от туберкулеза в Абастумани. Это тоже трагедия семьи Александра III. Безусловно, мы имеем в виду восстановление этих усадеб. Более того, в плане этих музеев на маршруте (музеи взяло под свое покровительство Министерство культуры), устройство музея во дворце Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге, на Мойке. Это дворец, который купил великий князь Сергей Александрович в 1884-м году для своей супруги. Мы хотели бы создать там музей Сергея и Елисаветы. Возможно, как филиал Эрмитажа.
А. Митрофанова
— Ничего себе.
А. Громова
— Да. И целый ряд других очень интересных предложений. В общем, у нас около 10 музеев получается. И значительное место в этом списке занимают музеи в Ильинском и в Усово. Сейчас начинается реставрация родильного приюта, который в 1892-м году был построен для крестьян великим князем Сергеем Александровичем в память
греческой принцессы Александры Георгиевны, великой княгини Александры
Георгиевны, которая была супругой брата Сергея Александровича, великого
князя Павла Александровича. Она умерла в родах. У них уже была маленькая девочка, Мария Павловна, великая княжна, и родился Дмитрий Павлович. Но, к сожалению, после этих родов юная мать умерла. Это была огромная скорбь и утрата, о которой... Она была дочерью королевы греческой Ольги Константиновны, которую мы тоже очень хорошо знаем — это сестра великого князя Константина Константиновича. Многие его знают, как поэта К.Р. Но на самом деле, это выдающийся общественный деятель. Он возглавлял Российскую Академию наук, был главным инспектором военно-воспитательных учебных заведений и так далее. Кроме того, что он был поэтом. И мы надеемся, что в родильном приюте после реставрации будет создан музей материнства и младенчества, нам очень близка идея императрицы Александры Федоровны, которая возглавляла подобное ведомство в России. К сожалению, оно довольно поздно было создано из-за событий Первой мировой войны и не смогло развернуть свою деятельность по тому плану, который предполагала императрица. Но у нас уже есть потрясающе интересные экспонаты из собрания Абрикосовых. Вы знаете, что в семействе Абрикосовых было 24 ребенка. И сохранились очень интересные свидетельства. И уже часть экспонатов у нас есть, любопытных экспонатов. И мы, как всегда, дополняем большой мультимедийной информацией наши экспозиции. Так что, я думаю,
что это будет потрясающе интересный музей, который сподвигнет очень
многих наших молодых женщин все-таки активнее создавать семьи и не поддаваться всяким влияниям чайлдфри и так далее, всяким карьерным интересам, которые, как правило, сейчас часто в нашей жизни оказываются преимущественными по отношению к созданию семьи и рождению детей. То есть нам хочется в этом музее быть в том числе пропагандистами хорошей многодетной семьи, состоящей из прекрасных детей и любящих родителей.
Следующий наш музей — в лазарете Елисаветы Федоровны, который она создала в 1907-м году для увечных Русско-Японской войны, для инвалидов Русско-Японской войны. Это лазарет, он немножко в более
легкой степени реставрации будет, чуть-чуть меньше там трудов нужно
будет положить, потому что это лазарет насыпного типа, барачного
устройства. То есть он просто прямоугольный, в то время это было очень модно, это было новшество. И, допустим, вдовствующая императрица Мария Федоровна и императрица Александра Федоровна, они просто закупали в Дании сразу эти бараки, эти лазареты барачного типа. Считалось, что там эта технология доведена до совершенства. А Елисавета Федоровна решила сама это построить. Сначала это было здание яслей, а потом
стало зданием лазарета. Также сейчас там постепенно восстанавливается
здание конторы фермы, там может быть музей усадебного хозяйства усадьбы
Ильинское—Усово. И на Усовской стороне у нас целый комплекс, потому что у нас сохранился дом, в котором родился священномученик Сергий (Махаев). К сожалению, пока он для нас недоступен, этот дом. Но всё в жизни меняется.
А. Митрофанова
— Он занят кем-то?
А. Громова
— Он в частной собственности. Но я думаю, что рано или поздно владельцам будут предложены такие условия, которые их устроят. Тем более что нам активно помогает Одинцовская администрация. И общественное мнение на нашей стороне. Так что домик, который прилегает практически к забору, в общем-то, владелец не так много потеряет, зато очень много приобретет, как человек, который способствует возрождению отечественной истории. Я уже не говорю о награде на Небесах. А просто непосредственно рядом расположена школа императрицы Марии Александровны, о которой мы говорили. И там будет Музей школы и детства. Тоже исключительно интересный, уже готова экспозиция. По мультимедийному обустройству этого музея с нами работает питерская команда. В общем, у нас очень интересные задумки. Мы надеемся, что уже где-то в следующем году — к весне, наверное, уже Музей школы и детства будет готов. И, наверное, скорее всего, Музей милосердия и Красного Креста, который будет в лазарете.
А. Митрофанова
— Я вас слушаю и понимаю, что там еще гостиницу надо строить обязательно. Все эти музеи невозможно уместить в один день, тем более если сочетать это с паломничеством.
А. Пичугин
— Кстати, гостиницы нет еще?
А. Громова
— Сейчас ведутся переговоры о приобретении небольшого здания под хостел, наверное, примерно на 45 мест. И мы бы очень хотели со временем в конюшнях великого князя Сергея Александровича — этот план мы реализуем совместно с Одинцовской администрацией — разместить отель чуть более высокого уровня для наших иностранных гостей. Потому что «Императорский маршрут» очень интересует почитателей Елисаветы Федоровны из Германии, мы много заявок имеем от французской молодежи, от немецкой. То есть они готовы ехать. Но чтобы всё это было удобно и чтобы они многое могли успеть, потому что люди, предпринимая из-за рубежа такое серьезное путешествие, хотят увидеть не только Усово и Ильинское, они ходят увидеть вообще «Елисаветинский маршрут» в Москве, они хотят побывать еще и в других городах на «Императорском маршруте». Так что мы изо всех сил стараемся поддерживать это их желание. И нам, конечно, всесторонне помогают администрации Красногорского и Одинцовского районов. Дело в том, что Ильинское — на территории Красногородского района, а Усово — на территории Одинцовского района. Поэтому у нас такая совместная программа.
А. Митрофанова
— Напомню, что 15 сентября состоится уже восьмой Елисаветинский крестный ход. Событие очень важное для тех, кто любит преподобномученицу Елисавету Федоровну Романову. Можно приехать и на своей машине в Ильинское, в Усово, в эти две усадьбы. Либо воспользоваться общественным транспортом...
А. Пичугин
— А хороший вопрос. На своей машине можно приехать? Там не будет ограничений, связанных с огромным количеством людей, которые приедут?
Свящ. Дионисий Казанцев
— Спасибо за вопрос. Будет обеспечено хорошее пространство — рядом есть бизнес-центр «Резиденция». Волонтеры, встречающие всех гостей на своих автомобилях, будут там парковать. Даже на своих автобусах будут некоторые приезжать. Допустим, Одинцовское благочиние соберет несколько автобусов. И, конечно же, те, кто придут со станции Усово — от Белорусского вокзала сейчас каждый час ходят комфортабельные электрички до Усово, всего 42 минуты в пути и уже находишься в Усово. То есть все будут распределяться волонтерами на бесплатную парковку. И затем провожаться в святой храм.
А. Громова
— Главное, что мы адрес должны назвать: Рублево-Успенское шоссе, 101.
Свящ. Дионисий Казанцев
— Рублево-Успенское шоссе, 101. И на него ориентируемся — Спасский храм села Усово...
А. Митрофанова
— Удивительное дело — вы же понимаете, когда звучит «Рублево-Успенское шоссе», в нашем сознании сразу: угу, ну, понятно. Я вспоминаю, отец Дионисий, как вы сказали, что когда впервые зашли на территорию этого храма, что там стоит скульптурное изображение Елисаветы Федоровны Романовой, которая как бы каждого приглашает приходить сюда. И вот это место... Знаете, даже на Рублевке, которая считается местом не для всех, пафосным, не для простых смертных, условно говоря, — там есть такое пространство, где рады абсолютно каждому. И даже если у тебя нет машины, ты приезжай на автобусе — тебе бесплатный автобус дают от метро «Тушинская» и «Молодежная».
А. Громова
— Да, от метро «Тушинская» и «Молодежная» в 7.30 отправятся автобусы с надписью «Елисаветинский крестный ход» в направлении Спасского храма в село Усово. И дальше эти автобусы будут обеспечивать передвижение до Ильинского храма, то есть уже ни о чем заботиться не надо будет. Если паломник до Усова доехал, если он в Спасском храме на Божественной литургии, которая начнется с утра...
А. Митрофанова
— Дальше он поймет, что надо делать.
А. Громова
— Да. Дальше он поймет, что делать. И вообще, чтобы все наши паломники воодушевились, хочу сказать, что народ едет совершенно из разных концов не только России, но и зарубежья. К нам в этом году впервые едет белорусская паломническая группа, целый автобус 45 человек. Мы их в Одинцово вселим и так далее. И самое главное, что к нам едет матушка, настоятельница Елисаветинского монастыря в Белоруссии, те самые минские монахини елисаветинские, которых мы все знаем...
А. Пичугин
— Она у нас была.
А. Громова
— Да. Об их просветительской и благотворительной деятельности за рубежом. Вообще, они удивительно энергичные миссионеры. Мы давно с матушкой хотели познакомиться и очень рады этим обстоятельствам. Приедет матушка Мария (Сидиропуло), это настоятельница Елисаветинского монастыря в Бухендорфе, это в Баварии, под Мюнхеном. Приедет матушка Елизавета, настоятельница Елисаветинского монастыря из Калининграда. Приедет матушка, настоятельница Гефсиманского монастыря Марии Магдалины, из Иерусалима. Приедут очень-очень многие игуменьи из наших окрестных монастырей — из Калуги, из Малоярославца, из Серафимо-Знаменского скита и так далее. То есть у нас огромный сонм будет матушек, настоятельниц, игумений Елисаветинского монастыря. Так что, я думаю, нам будет интересно с ними пообщаться во время крестного хода. И, я думаю, они наверняка дадут какие-то содержательные интервью. Так что это будет такая особая духовная встреча, особая духовная радость.
А. Пичугин
— Спасибо большое. Наша программа подошла к концу. Напомним, что в гостях у нас сегодня были: Анна Громова, историк, общественный деятель, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества, председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Спасибо большое. Священник Дионисий Казанцев, настоятель Спасского храма в селе Усово в Одинцовском районе. Благодарим вас.
Свящ. Дионисий Казанцев
— Спасибо большое.
А. Пичугин
— Алла Митрофанова —
А. Митрофанова
— Алексей Пичугин —
А. Пичугин
— Всего доброго.
А. Митрофанова
— До свидания.
А. Громова
— До свидания.
Свящ. Дионисий Казанцев
— До свидания.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер