Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Этот афоризм приписывают Шекспиру. А в обычной жизни эти слова как правило описывают две группы явлений: первая — все, что связано с человеческой неискренностью: лицемерие, действия напоказ, несерьезное отношение к делу или тупое исполнение заученной роли — словом, театр как отсутствие чего-то подлинного, настоящего. Казалось бы, ничего хорошего в таком тезисе нет.
Но вот мне афоризм про то, что «весь мир театр, а люди в нем актеры», кажется очень даже глубоким и по-своему христианским. Потому что он рифмуется с другим афоризмом, который звучит так: «Господь — великий режиссер». Мои верующие друзья часто произносят эту фразу в ситуации, когда разрозненные события складываются в одну цепочку и неразрешимая, казалось бы, проблема вдруг разрешается, причем в твою пользу.
В этом смысле весь мир — и вправду театр, потому что у него есть главный режиссер. А отношения хорошего режиссера и хороших актеров и вправду чем-то похожи на отношения Бога и людей. Без режиссера спектакля не получится — всегда нужен кто-то, у кого есть понимание общего, финального замысла. Актеры этого могут не видеть и отвечать только за свой узкий сегмент постановки, а задача режиссера — как раз видеть полотно в целом. Так и мы в своей жизни исходим только из того, что знаем и видим сами. А Бог видит и знает судьбу каждого — и каждого ведет своим путем.
Есть и еще один аспект. Плох тот актер, который не выполняет волю режиссера. Такой актер просто плохо работает. Но плох и тот актер, который механически выполняет указания режиссера и не пропускает их через фильтр своей фантазии, своей интуиции, своей души, своего «я». Только здесь — на стыке задумки режиссера и личности актера — рождается настоящая роль. Так и в наших отношениях с Богом. Плох тот христианин, который не старается следовать Божьей воле, не старается понять эту волю и исполнить ее. Но плох и тот христианин, который забыл о своей собственной воле — о своих личных усилиях, которые необходимо прикладывать на пути к Богу. Это очень похоже на то, что отцы Церкви говорят о спасении души. Душу может спасти только Бог, но без воли самого человека он этого не делает. Как будто перед тобой лежит громадная штанга, которую тебе нужно поднять, и Бог тебе говорит: не волнуйся, я подниму ее за тебя — но ты хотя бы возьмись за нее руками и потяни.
И наконец, главное. Чтобы спектакль сложился, надо, чтобы актер и режиссер были заодно, чтобы понимали, слушали и любили друг друга. У Бога с людьми ставки выше: нужно быть заодно с Богом — чтобы сложилась сама жизнь.
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26. Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам…
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда…
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества,…
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина. В пасхальный вечер мы говорили о традициях…
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете…
This website uses cookies.