Фавста, жена римского сенатора Претекстата, чувствовала приближение смерти. В преддверии кончины женщина призвала к себе дочь Анастасию.
— Ну вот и настала нам пора расстаться, дочка. Нелегко тебе без меня придется. Опасаюсь я, что отец твой, язычник он выдаст тебя замуж за такого же, как он, идолопоклонника.
— Но я вовсе не хочу замуж, мама!
— Далеко не все в жизни происходит по нашей воле, родная. Но в любых обстоятельствах нужно искать воли Божией. Молись, будь добра к людям и тверда в исповедании веры, и Христос тебя не оставит. И помни — в любой беде обращайся за помощью к своему учителю, боголюбивому старцу Хрисогону.
Как и предвидела мудрая Фавста, вскоре после ее смерти Претекстат насильно выдал дочь замуж за язычника, сенатора Помплия. Ссылаясь на нездоровье, Анастасия уклонилась от брачных отношений и сохранила девство, что чрезвычайно раздражало её мужа. Помплий жестоко истязал супругу. Единственным утешением Анастасии были беседы со стареньким учителем Хрисогоном.
В начале четвертого века император Диоклетиан начал гонения на христиан. Хрисогон одним из первых был заключен в темницу. Анастасия навещала его, подкупая стражников. Увидев, какие страдания претерпевают узники, она стала оказывать помощь всем нуждающимся. Анастасия научилась искусству врачевания. Арестанты получали из ее рук питание, одежду, лекарства.
Когда Помплию донесли о том, что его жена посещает заключенных в темнице христиан, он пришел в бешенство. Разъярённый сенатор запер Анастасию и стал морить голодом, периодически избивая. Святая писала своему учителю: «Муж мой томит меня в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мёртвою». Хрисогон в ответном письме утешал страдалицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь».
Вскоре Анастасия овдовела. Получив богатое наследство, она полностью посвятила себя делам милосердия. Дева отправилась в странствие, посещая тюрьмы и облегчая положение узников во всех городах, через которые проходила. Между тем, гонения ужесточались. Анастасию схватили, как христианку и доставили на суд к императору. Диоклетиан повелел отвести девушку к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил её принести жертву римским богам.
Ульпиан разыграл перед девой целое представление. Он разложил с одной стороны изысканные драгоценности, а с другой — страшные орудия пыток. С язвительной усмешкой жрец предложил Анастасии сделать выбор: поклониться идолам и надеть на себя роскошное убранство, или остаться верной Христу и принять мучительную смерть. Кротко и спокойно отвечала святая своему палачу.
— Идолов, коим ты призываешь меня поклониться, жрец, было множество в доме моего мужа. Золото, из которого они были сделаны, я пустила на то, чтобы напитать голодных в темницах, одеть нагих, вылечить больных. Я заставила бездушных истуканов поработать Христу. А драгоценности твои будут терзать меня сильнее самых грозных орудий, если я предам Бога, принявшего Крестные муки, чтобы даровать нам, людям, Небесное Царство.
Святая Анастасия разделила подвиг тысяч христиан, пострадавших во время гонений Диоклетиана. Своё служение страждущим в узах она не оставила и по исходе из земной жизни. И сегодня многие верующие, обращаясь в молитвах к великомученице, освобождаются из плена болезней, скорбей и страстей. Недаром святую Анастасию называют Узорешительницей.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»