
File source: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Anastasia_of_Sirmium.jpg
Фавста, жена римского сенатора Претекстата, чувствовала приближение смерти. В преддверии кончины женщина призвала к себе дочь Анастасию.
— Ну вот и настала нам пора расстаться, дочка. Нелегко тебе без меня придется. Опасаюсь я, что отец твой, язычник он выдаст тебя замуж за такого же, как он, идолопоклонника.
— Но я вовсе не хочу замуж, мама!
— Далеко не все в жизни происходит по нашей воле, родная. Но в любых обстоятельствах нужно искать воли Божией. Молись, будь добра к людям и тверда в исповедании веры, и Христос тебя не оставит. И помни — в любой беде обращайся за помощью к своему учителю, боголюбивому старцу Хрисогону.
Как и предвидела мудрая Фавста, вскоре после ее смерти Претекстат насильно выдал дочь замуж за язычника, сенатора Помплия. Ссылаясь на нездоровье, Анастасия уклонилась от брачных отношений и сохранила девство, что чрезвычайно раздражало её мужа. Помплий жестоко истязал супругу. Единственным утешением Анастасии были беседы со стареньким учителем Хрисогоном.
В начале четвертого века император Диоклетиан начал гонения на христиан. Хрисогон одним из первых был заключен в темницу. Анастасия навещала его, подкупая стражников. Увидев, какие страдания претерпевают узники, она стала оказывать помощь всем нуждающимся. Анастасия научилась искусству врачевания. Арестанты получали из ее рук питание, одежду, лекарства.
Когда Помплию донесли о том, что его жена посещает заключенных в темнице христиан, он пришел в бешенство. Разъярённый сенатор запер Анастасию и стал морить голодом, периодически избивая. Святая писала своему учителю: «Муж мой томит меня в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мёртвою». Хрисогон в ответном письме утешал страдалицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь».
Вскоре Анастасия овдовела. Получив богатое наследство, она полностью посвятила себя делам милосердия. Дева отправилась в странствие, посещая тюрьмы и облегчая положение узников во всех городах, через которые проходила. Между тем, гонения ужесточались. Анастасию схватили, как христианку и доставили на суд к императору. Диоклетиан повелел отвести девушку к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил её принести жертву римским богам.
Ульпиан разыграл перед девой целое представление. Он разложил с одной стороны изысканные драгоценности, а с другой — страшные орудия пыток. С язвительной усмешкой жрец предложил Анастасии сделать выбор: поклониться идолам и надеть на себя роскошное убранство, или остаться верной Христу и принять мучительную смерть. Кротко и спокойно отвечала святая своему палачу.
— Идолов, коим ты призываешь меня поклониться, жрец, было множество в доме моего мужа. Золото, из которого они были сделаны, я пустила на то, чтобы напитать голодных в темницах, одеть нагих, вылечить больных. Я заставила бездушных истуканов поработать Христу. А драгоценности твои будут терзать меня сильнее самых грозных орудий, если я предам Бога, принявшего Крестные муки, чтобы даровать нам, людям, Небесное Царство.
Святая Анастасия разделила подвиг тысяч христиан, пострадавших во время гонений Диоклетиана. Своё служение страждущим в узах она не оставила и по исходе из земной жизни. И сегодня многие верующие, обращаясь в молитвах к великомученице, освобождаются из плена болезней, скорбей и страстей. Недаром святую Анастасию называют Узорешительницей.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема