
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В Великую Среду в храмах звучит удивительный молитвенный гимн — стихира «яже во многие грехи впадшая жена...». Мы привыкли, что большинство литургических текстов принадлежат перу выдающихся богословов-мужчин. Но автор этого гимна — инокиня Кассия, одна из умнейших и красивейших женщин Византии.
Кассия жила в девятом веке, происходила из знатной семьи. Её духовным наставником был преподобный Феодор Студит. Кассия едва не стала невестой императора Феофила. На смотринах он обратился к девушке со словами: «Все зло произошло от женщины», имея в виду Еву. «Да! Но и всё добро произошло от женщины», — напомнила Кассия о Пресвятой Богородице. Феофилу не понравилось, что ему перечили, и Кассия не стала императрицей. Вскоре Кассия приняла монашество. Она всегда занималась литературным творчеством. Её перу принадлежат также стихиры на Рождество Христово и часть канона Великой Субботы. Спустя тысячу лет мы слушаем строки, в которых бьётся её живое сердце, скорбит и плачет её бессмертная душа.
Стихира «яже во многие грехи впадшая жена...» посвящена, отчасти, другой женщине. Той, которая умастила драгоценным миром Сына Божия на вечере в доме Симона-прокажённого, в Великую среду. Евангелист Лука называет её раскаявшейся грешницей.
Помазание в том время было одним из проявлений священнодействия. Оно означало Божье благословение. Помазывались цари, первосвященники, существовал также ритуал помазания умерших. Женщина возлила миро на главу Христа и тем самым оказала ему особые почести. Она указала на его царский и первосвященнический статус, а также невольно пророчествовала о скорой смерти и погребении Сына Божия.
Евангелисты не приводят никаких слов той раскаявшейся грешницы. Но свой голос ей дала инокиня Кассия:
«Отпусти мне грехи, как я распустила волосы
Полюби меня, любящую Тебя, заслуженно ненавидимую всеми...»
«Увы мне...
Прими мои источники слез,
из облаков изводящий воду моря...
Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует?
Спасающий души, Спаситель мой,
меня, рабу Твою, не презри,
имеющий безмерную милость!»
В этих строках есть и особая смелость, и особая кротость. Это личное общение с Богом, которое строится на любви и на глубокой вере.
Кассия противопоставляет грешную жену и Иуду, который в тот же вечер решился на предательство:
«Когда грешница приносила миро,
тогда ученик сговаривался с беззаконниками.
Одна радовалась, тратя миро драгоценное,
другой же спешил продать Бесценного.
Та Владыку познавала,
а этот от Владыки отдалялся.
Та свободу получала,
а Иуда становился рабом врага.
Страшное дело — небрежение,
великое — покаяние:
даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас,
и спаси нас...»
Это два разных пути, говорит нам Кассия: щедрость и алчность, покаяние и предательство, любовь и злоба. Один из них — путь жизни, другой — путь смерти.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема