
С утра и до самого полудня на улицах деревни Власиха, что в Алтайской губернии неподалёку от города Барнуала, было необычайно тихо. Ребятня не бегала по улицам с гомоном и криками, не забиралась в чужие огороды, не дралась и не задирала прохожих. Каждый день поутру мальчишки и девчонки, которым уже минуло шесть лет, устремлялись к большому деревянному дому на самой окраине деревни. В нём жил молодой человек по имени Василий Константинович Штильке. Он учил власихинских ребятишек грамоте.
Василий Константинович приехал во Власиху в 1876 году. Окончив гимназию, он поступил в Петербургскую медицинскую академию, однако на втором курсе был отчислен за неуплату — мать, овдовев, больше не могла финансово поддерживать сына в столице. Штильке пришлось возвратиться под крышу родительского дома, в котором он, однако, не собирался праздно проводить время. Узнав, что в селе множество крестьянских детей школьного возраста, а школы — нет, Василий Константинович объявил: все, кто желает выучиться грамоте, счёту и письму, могут приходить к нему в дом. Он ежедневно будет давать бесплатные уроки.
Желающих оказалось куда больше, чем Василий Константинович мог предположить! Не только дети, но и многие взрослые захотели учиться. Штильке не отказывал никому. Вскоре к нему стали приходить ученики из окрестных сёл и деревень. Места в доме стало не хватать. И Василий Константинович стал добиваться открытия во Власихе бесплатной сельской школы.
Губернские власти его идею одобрили. Однако всё упиралось в средства. Финансировать открытие новой школы казна была не готова. И тогда Штильке решил сам искать необходимые для этого деньги.
Не жалея времени и сил он принялся обходить дома состоятельных сельчан с просьбой пожертвовать на устройство школы. Штильке удалось собрать полторы тысячи рублей — суммы хватило на строительство удобного, просторного здания с учебными классами. Первое время Василий Константинович преподавал в школе один; потом всё-таки удалось добиться у властей субсидии на содержание маленького штата учителей.
Скоро Штильке снова обратился к уездной общественности с просьбой о пожертвованиях. На сей раз он задумал открыть при школе домовую церковь и устроить в селе бесплатную общественную библиотеку. Василий Константинович с таким энтузиазмом взялся за дело, что меньше чем через год эти его идеи полностью воплотились в жизнь.
Вскоре после этих событий Штильке перебрался на постоянное место жительства в Барнаул, где продолжил активно выступать за доступное образование для бедного населения. Он учредил в городе Общество попечения о начальном образовании, которое занималось сбором средств для открытия новых школ и училищ, где могли обучаться в том числе дети из неимущих семей. В 1885 году при поддержке Общества, руководил которым Василий Константинович, в Барнауле открылась Нагорная школа, которая стала самым крупным учебным заведением города. В 1891-м было открыто отделение школы в Зайчанской слободе. Помещение для него предоставил сам Штильке, разрешив вести занятия в своём доме. К 1896 году, когда количество учеников значительно увеличилось, Василий Константинович исхлопотал у Городской думы средства на строительство отдельного здания. В Зайчанском отделении обучались дети из самых беднейших слоев городского населения. Штильке организовал масштабный сбор средств для того, чтобы этим детям были обеспечены бесплатная одежда и питание.
Василий Константинович способствовал открытию при Нагорной школе обширной библиотеки, в которой сам трудился, отдавая жалованье на нужды беднейших учеников школы.
Скончался Василий Штильке в 1908 году в сравнительно молодом возрасте — ему было всего пятьдесят три. Жители Барнаула называли его смерть огромной потерей. Они и сегодня не забывают того, что сделал для города этот неутомимый человек. Его имя носит одна из улиц Барнаула; городская администрация учредила премию имени Василия Штильке, которую вручают школьным учителям за верность профессии.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.