
С утра и до самого полудня на улицах деревни Власиха, что в Алтайской губернии неподалёку от города Барнуала, было необычайно тихо. Ребятня не бегала по улицам с гомоном и криками, не забиралась в чужие огороды, не дралась и не задирала прохожих. Каждый день поутру мальчишки и девчонки, которым уже минуло шесть лет, устремлялись к большому деревянному дому на самой окраине деревни. В нём жил молодой человек по имени Василий Константинович Штильке. Он учил власихинских ребятишек грамоте.
Василий Константинович приехал во Власиху в 1876 году. Окончив гимназию, он поступил в Петербургскую медицинскую академию, однако на втором курсе был отчислен за неуплату — мать, овдовев, больше не могла финансово поддерживать сына в столице. Штильке пришлось возвратиться под крышу родительского дома, в котором он, однако, не собирался праздно проводить время. Узнав, что в селе множество крестьянских детей школьного возраста, а школы — нет, Василий Константинович объявил: все, кто желает выучиться грамоте, счёту и письму, могут приходить к нему в дом. Он ежедневно будет давать бесплатные уроки.
Желающих оказалось куда больше, чем Василий Константинович мог предположить! Не только дети, но и многие взрослые захотели учиться. Штильке не отказывал никому. Вскоре к нему стали приходить ученики из окрестных сёл и деревень. Места в доме стало не хватать. И Василий Константинович стал добиваться открытия во Власихе бесплатной сельской школы.
Губернские власти его идею одобрили. Однако всё упиралось в средства. Финансировать открытие новой школы казна была не готова. И тогда Штильке решил сам искать необходимые для этого деньги.
Не жалея времени и сил он принялся обходить дома состоятельных сельчан с просьбой пожертвовать на устройство школы. Штильке удалось собрать полторы тысячи рублей — суммы хватило на строительство удобного, просторного здания с учебными классами. Первое время Василий Константинович преподавал в школе один; потом всё-таки удалось добиться у властей субсидии на содержание маленького штата учителей.
Скоро Штильке снова обратился к уездной общественности с просьбой о пожертвованиях. На сей раз он задумал открыть при школе домовую церковь и устроить в селе бесплатную общественную библиотеку. Василий Константинович с таким энтузиазмом взялся за дело, что меньше чем через год эти его идеи полностью воплотились в жизнь.
Вскоре после этих событий Штильке перебрался на постоянное место жительства в Барнаул, где продолжил активно выступать за доступное образование для бедного населения. Он учредил в городе Общество попечения о начальном образовании, которое занималось сбором средств для открытия новых школ и училищ, где могли обучаться в том числе дети из неимущих семей. В 1885 году при поддержке Общества, руководил которым Василий Константинович, в Барнауле открылась Нагорная школа, которая стала самым крупным учебным заведением города. В 1891-м было открыто отделение школы в Зайчанской слободе. Помещение для него предоставил сам Штильке, разрешив вести занятия в своём доме. К 1896 году, когда количество учеников значительно увеличилось, Василий Константинович исхлопотал у Городской думы средства на строительство отдельного здания. В Зайчанском отделении обучались дети из самых беднейших слоев городского населения. Штильке организовал масштабный сбор средств для того, чтобы этим детям были обеспечены бесплатная одежда и питание.
Василий Константинович способствовал открытию при Нагорной школе обширной библиотеки, в которой сам трудился, отдавая жалованье на нужды беднейших учеников школы.
Скончался Василий Штильке в 1908 году в сравнительно молодом возрасте — ему было всего пятьдесят три. Жители Барнаула называли его смерть огромной потерей. Они и сегодня не забывают того, что сделал для города этот неутомимый человек. Его имя носит одна из улиц Барнаула; городская администрация учредила премию имени Василия Штильке, которую вручают школьным учителям за верность профессии.
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема