Хорошо иметь старшую сестру! Ведь бывает так, что родители устают или болеют, и кому-то из чад не достаётся их внимания, минутки отцовской мудрости или материнской ласки. Родителям на помощь нередко приходит первенец, который может поговорить или поиграть с младшими. Замечательной старшей сестрой была святая Макрина. Если бы не она, мир никогда бы не услышал имя её великого брата — Василия Кесарийского.
Макрина родилась в Кесарии на территории нынешней Турции, в аристократической христианской семье. Ее назвали в честь бабушки-христианки, которая пострадала во время гонений императора Галерия. Еще в юности Макрина перенесла утрату: скоропостижно скончался выбранный для неё родителями жених. И тогда девушка решила, что её удел вместе с матерью заботиться о четырёх девочках и четырёх мальчиках, которые родились после неё.
Она отдавала семье всю душу. Сестёр она учила Священному Писанию, рукоделию и умению держаться в обществе. Неудивительно, что девочки нашли себе достойных женихов. Для мальчиков — Василия, Навкратия, Григория и Петра — старшая сестра была примером мудреца, для которого нет ничего важнее общения с Богом. Все братья посвятили себя Церкви. Навкратий принял постриг, но, увы, рано умер. Петр стал епископом Севастии, маленького города в Малой Азии. Григорий занял епископскую кафедру в городе Ниссы. Он вошёл в историю как богослов.
Старший из братьев, будущий святой Василий Кесарийский, с самого детства проявлял способности к наукам и был отправлен родителями в Афинскую академию. На родину Василий вернулся с багажом знаний и с огромным самомнением. Юноша поднаторел в философии, юриспруденции, риторике и потому считал, что простой каждодневный труд, из которого состояла жизнь в родительском имении — не для него. Василий решил посвятить себя преподавательской деятельности, которая сулила ему популярность и положение в обществе. А когда друзья семьи давали ему советы, Василий не слушал, полагая, что превосходит их в рассудительности.
Переубедила брата Макрина. Она решила напомнить юноше о самой важной цели в жизни, к которой Василий стремился с детства — стать ближе к Богу. Макрина цитировала любимые книги брата — Псалтирь и Премудрость Соломона. Она вспоминала о бабушке, которая не отреклась от Христа даже в годы гонений. Наконец, старшая сестра рассказала Василию о том, что в окрестностях маленького городка Ивора она основала монастырь, где проводит время в возделывании земли, молитве и чтении Священного Писания. Макрина говорила, что это место, как стеной, окружено густым лесом и широкими оврагами, из людей туда забираются лишь охотники, круглый год там царит безмолвие. «Это настоящий рай для настоящего философа», — повторяла девушка.
Другой человек, наверно, посмеялся бы над словами Макрины. Талантливый ученый, будущая знаменитость, оратор, которому должны рукоплескать площади — неужели Василий променяет неизбежный успех на одиночество и тишину? Но старшая сестра не ошиблась: её рассказ потряс Василия. Юноша понял, что нет ничего на свете слаще скромного труда, безмолвия и одинокого разговора с Господом. Вскоре Василий крестился, а затем отправился в Ивору, чтобы посвятить себя монашескому подвигу.
Спустя годы он стал одним из самых влиятельных епископов того времени. Василий Кесарийский прославился как богослов, толкователь Священного Писания, учитель нравственности, основатель первых в истории госпиталей. И всё потому, что прислушался к совету мудрой старшей сестры.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема