Василий Тропинин. «Монах со свечой» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Тропинин. «Монах со свечой»

* Поделиться

— Как уютно у вас, Маргарита Константиновна! А картин сколько — как в Третьяковской галерее!

— Не преувеличивайте, Владимир Николаевич! В музее выставлены подлинники живописных мастеров, а у меня — скромная коллекция репродукций. Разве что несколько портретов оригинальных — я заказывала знакомым художникам изображения своих родных.

— Вот этот пожилой мужчина с бородой на портрете, наверное, родственник ваш.

— Нет, что вы! Это типографская копия картины Василия Тропинина «Монах со свечой». Здесь темновато, я сейчас лампу включу над ней. Видите?

— Да, теперь вижу — репродукция. Но очень похож герой картины на вас — тот же проникновенный, добрый взгляд из-под очков. И внутренняя сосредоточенность, какую в наши дни редко встретишь. И даже шапка у вас похожая есть.

— У меня просто лыжная шапочка, а у монаха на голове скуфья — головной убор церковнослужителя. И хотя я благодарна вам, Владимир Николаевич, за изящный комплимент, но мне, конечно, далеко до этого просвещённого, мудрого человека.

— Скромность всегда была Вашим неизменным качеством, Маргарита Константиновна. А кто это на картине?

— К сожалению, прототип неизвестен. Картина написана в 1834 году. В то время на Руси и простецы, и образованные дворяне обращались за советами к монахам, опытным в духовной жизни. Одного из таких богомольных старцев мы и видим на картине Василия Тропинина.

— Разве можно утверждать, какими качествами обладал герой картины, если даже неизвестно, кто это?

— Во-первых, вы сами обратили внимание на доброе и умное выражение глаз человека, изображённого на полотне. Кроме того, художник в нескольких деталях раскрывает внутренний мир своего героя. Например, горящая свеча для христианина всегда имела особый символический смысл. Она знаменует причастность человека к Божественному свету. Её теплый огонёк перед иконой олицетворяет любовь верующего к Богу.

— Но персонаж картины Василия Тропинина зажёг свечу не в храме перед образом. Он просто читает книгу.

— Это тоже ключ к пониманию картины. Сам факт, что монах читает при свече, то есть поздно вечером или ночью, свидетельствует о его погружённости в богословие, в размышления о Боге.

— А что же ему днём-то не читалось?

— Подвижник весь день провёл в трудах, ведь монастырь в России девятнадцатого века — это, как правило, большое хозяйство, требующее рабочих рук. Только с наступлением темноты инок получил возможность уединиться в своей келье с книгой. Он жертвует сном, чтобы получить знания о Боге из Священного Писания или святоотеческих трудов. И эти знания вкупе с молитвой преображают его душу. Так монах становится тем старцем, который может дать верный совет сомневающемуся человеку, найти слова утешения для страдающего.

— Таким был старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы».

— Хорошее сравнение! Прототипом старца Зосимы послужил преподобный Амвросий из монастыря Оптина пустынь. Его келья, действительно, была центром притяжения и для русской интеллигенции, и для крестьян из окрестных деревень. Он совершал своё служение чуть позже того времени, когда Тропинин писал картину «Монах со свечой». Но преподобному Амвросию предшествовали оптинские старцы Лев, Макарий, Моисей. А ещё преподобный Серафим Саровский, святитель Игнатий Брянчанинов, к которым также люди рекой текли.

— Интересно, почему же всё-таки Тропинин не указал имя персонажа своей картины?

— Наверное, художник хотел создать собирательный портрет русского монаха, запечатлеть главные общие черты подвижников — доброту, мудрость, боголюбие.

— И ему это удалось! А где сейчас находится картина «Монах со свечой?»

— Полотно хранится в Минске, в национальном художественном музее республики Беларусь. И считается одним из самых ценных его сокровищ!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем