— Как уютно у вас, Маргарита Константиновна! А картин сколько — как в Третьяковской галерее!
— Не преувеличивайте, Владимир Николаевич! В музее выставлены подлинники живописных мастеров, а у меня — скромная коллекция репродукций. Разве что несколько портретов оригинальных — я заказывала знакомым художникам изображения своих родных.
— Вот этот пожилой мужчина с бородой на портрете, наверное, родственник ваш.
— Нет, что вы! Это типографская копия картины Василия Тропинина «Монах со свечой». Здесь темновато, я сейчас лампу включу над ней. Видите?
— Да, теперь вижу — репродукция. Но очень похож герой картины на вас — тот же проникновенный, добрый взгляд из-под очков. И внутренняя сосредоточенность, какую в наши дни редко встретишь. И даже шапка у вас похожая есть.
— У меня просто лыжная шапочка, а у монаха на голове скуфья — головной убор церковнослужителя. И хотя я благодарна вам, Владимир Николаевич, за изящный комплимент, но мне, конечно, далеко до этого просвещённого, мудрого человека.
— Скромность всегда была Вашим неизменным качеством, Маргарита Константиновна. А кто это на картине?
— К сожалению, прототип неизвестен. Картина написана в 1834 году. В то время на Руси и простецы, и образованные дворяне обращались за советами к монахам, опытным в духовной жизни. Одного из таких богомольных старцев мы и видим на картине Василия Тропинина.
— Разве можно утверждать, какими качествами обладал герой картины, если даже неизвестно, кто это?
— Во-первых, вы сами обратили внимание на доброе и умное выражение глаз человека, изображённого на полотне. Кроме того, художник в нескольких деталях раскрывает внутренний мир своего героя. Например, горящая свеча для христианина всегда имела особый символический смысл. Она знаменует причастность человека к Божественному свету. Её теплый огонёк перед иконой олицетворяет любовь верующего к Богу.
— Но персонаж картины Василия Тропинина зажёг свечу не в храме перед образом. Он просто читает книгу.
— Это тоже ключ к пониманию картины. Сам факт, что монах читает при свече, то есть поздно вечером или ночью, свидетельствует о его погружённости в богословие, в размышления о Боге.
— А что же ему днём-то не читалось?
— Подвижник весь день провёл в трудах, ведь монастырь в России девятнадцатого века — это, как правило, большое хозяйство, требующее рабочих рук. Только с наступлением темноты инок получил возможность уединиться в своей келье с книгой. Он жертвует сном, чтобы получить знания о Боге из Священного Писания или святоотеческих трудов. И эти знания вкупе с молитвой преображают его душу. Так монах становится тем старцем, который может дать верный совет сомневающемуся человеку, найти слова утешения для страдающего.
— Таким был старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
— Хорошее сравнение! Прототипом старца Зосимы послужил преподобный Амвросий из монастыря Оптина пустынь. Его келья, действительно, была центром притяжения и для русской интеллигенции, и для крестьян из окрестных деревень. Он совершал своё служение чуть позже того времени, когда Тропинин писал картину «Монах со свечой». Но преподобному Амвросию предшествовали оптинские старцы Лев, Макарий, Моисей. А ещё преподобный Серафим Саровский, святитель Игнатий Брянчанинов, к которым также люди рекой текли.
— Интересно, почему же всё-таки Тропинин не указал имя персонажа своей картины?
— Наверное, художник хотел создать собирательный портрет русского монаха, запечатлеть главные общие черты подвижников — доброту, мудрость, боголюбие.
— И ему это удалось! А где сейчас находится картина «Монах со свечой?»
— Полотно хранится в Минске, в национальном художественном музее республики Беларусь. И считается одним из самых ценных его сокровищ!
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»