Василий Суриков. «Монах» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Суриков. «Монах»

Поделиться Поделиться
Картина на мольберте.

— Дядя Андрей, а чем тебе так нравится Омский художественный музей?

— О, Паша, это крупнейшая в Сибири сокровищница русской живописи! Здесь есть уникальные полотна, настоящие жемчужины. Например, вот это произведение Василия Сурикова — картина «Монах». Её передали в Омск из фондов Третьяковской галереи в тридцатых годах двадцатого века.

— А в чём уникальность полотна? Выглядит оно скромно. Небольшое по размеру... Не больше полуметра в высоту. Ни красочностью не отличается, ни ярким сюжетом. Просто погрудный портрет.

— Уникальность картины уже в том, что подобных немного в творчестве художника. Суриков больше известен как автор больших жанровых полотен, которые из-за насыщенного колорита некоторые критики называли парчовыми коврами. Помнишь его шедевры — «Боярыня Морозова»«Утро Стрелецкой казни»«Взятие снежного городка»? А тут сдержанная гамма.

— Верно. Профиль монаха изображён на рыжевато-коричневом фоне, в контрастном обрамлении чёрной одежды. Глухой ворот монашеской рясы, высокий головной убор. Кстати, как он называется?

— Клобук. Сзади к нему прикреплено длинное покрывало. На картине оно создает эффект беспросветной темноты за спиной монаха.

— А сам он устремлён в противоположную, светлую сторону.

— В облике молодого мужчины действительно видна устремлённость. Тонкий, с горбинкой, нос делает профиль орлиным, пристальный взгляд небольших серых глаз выражает спокойную сосредоточенность. И художник подсказывает нам, к чему монах стремится.

— Как подсказывает?

— С помощью цветовых рефлексов. Так называется отражение в изображённом объекте того, что его окружает. Мы видим голубые блики на виске монаха, синеватый ореол вокруг черного клобука — словно отсветы неба. Пусть его не видно на картине, но оно — важная часть жизни персонажа.

— Ты говоришь о небе в философском смысле?

— Да, в образном. Прекрасный лазурный купол, простирающийся над землёй, с незапамятных времен служит человечеству символом пространства, в котором обитает Бог. И цель жизни монаха — Царствие Небесное.

— Но ведь Царствие Небесное доступно человеку только после смерти. Как можно ставить себе цель за гранью земного существования?

— Царство БожиеПаша — это жизнь в той полноте, которая только возможна. И прикоснуться к нему можно уже здесь, на земле. Помнишь, Христос в Евангелии сказал: «Царство Небесное внутри вас суть».

— И чтобы его достичь, монахи отказываются от земных радостей?

— Я бы сказал, от развлечений, которые опустошают душу. Подвижники ограничивают себя в удовольствиях, чтобы сосредоточиться на важном. На главном. На общении с Богом. Ведь именно Он — источник подлинной радости.

— Дядя Андрей, а известно, кто послужил прототипом для картины «Монах»?

— Нет, неизвестно. Да это и неважно, ПашаВасилий Суриков написал портрет монашества, как явления. Создал образ святого труда, в котором обретается свет вечности.

Картину Василия Сурикова «Монах» можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем