
— Дядя Андрей, а чем тебе так нравится Омский художественный музей?
— О, Паша, это крупнейшая в Сибири сокровищница русской живописи! Здесь есть уникальные полотна, настоящие жемчужины. Например, вот это произведение Василия Сурикова — картина «Монах». Её передали в Омск из фондов Третьяковской галереи в тридцатых годах двадцатого века.
— А в чём уникальность полотна? Выглядит оно скромно. Небольшое по размеру... Не больше полуметра в высоту. Ни красочностью не отличается, ни ярким сюжетом. Просто погрудный портрет.
— Уникальность картины уже в том, что подобных немного в творчестве художника. Суриков больше известен как автор больших жанровых полотен, которые из-за насыщенного колорита некоторые критики называли парчовыми коврами. Помнишь его шедевры — «Боярыня Морозова», «Утро Стрелецкой казни», «Взятие снежного городка»? А тут сдержанная гамма.
— Верно. Профиль монаха изображён на рыжевато-коричневом фоне, в контрастном обрамлении чёрной одежды. Глухой ворот монашеской рясы, высокий головной убор. Кстати, как он называется?
— Клобук. Сзади к нему прикреплено длинное покрывало. На картине оно создает эффект беспросветной темноты за спиной монаха.
— А сам он устремлён в противоположную, светлую сторону.
— В облике молодого мужчины действительно видна устремлённость. Тонкий, с горбинкой, нос делает профиль орлиным, пристальный взгляд небольших серых глаз выражает спокойную сосредоточенность. И художник подсказывает нам, к чему монах стремится.
— Как подсказывает?
— С помощью цветовых рефлексов. Так называется отражение в изображённом объекте того, что его окружает. Мы видим голубые блики на виске монаха, синеватый ореол вокруг черного клобука — словно отсветы неба. Пусть его не видно на картине, но оно — важная часть жизни персонажа.
— Ты говоришь о небе в философском смысле?
— Да, в образном. Прекрасный лазурный купол, простирающийся над землёй, с незапамятных времен служит человечеству символом пространства, в котором обитает Бог. И цель жизни монаха — Царствие Небесное.
— Но ведь Царствие Небесное доступно человеку только после смерти. Как можно ставить себе цель за гранью земного существования?
— Царство Божие, Паша — это жизнь в той полноте, которая только возможна. И прикоснуться к нему можно уже здесь, на земле. Помнишь, Христос в Евангелии сказал: «Царство Небесное внутри вас суть».
— И чтобы его достичь, монахи отказываются от земных радостей?
— Я бы сказал, от развлечений, которые опустошают душу. Подвижники ограничивают себя в удовольствиях, чтобы сосредоточиться на важном. На главном. На общении с Богом. Ведь именно Он — источник подлинной радости.
— Дядя Андрей, а известно, кто послужил прототипом для картины «Монах»?
— Нет, неизвестно. Да это и неважно, Паша. Василий Суриков написал портрет монашества, как явления. Создал образ святого труда, в котором обретается свет вечности.
Картину Василия Сурикова «Монах» можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля.
Все выпуски программы: Краски России
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











