
«Я прожила свою жизнь рядом с человеком, которого любила и который любил меня до самого конца», — говорила о писателе Василии Ивановиче Белове его супруга Ольга Сергеевна. А сам Белов в одном из интервью признавался, что главным секретом семейного счастья считает лад. Согласие и мир друг с другом, с близкими, с Богом. В ладу и большой любви супруги прожили больше полувека — долгие 54 года.
Это была любовь с первой строчки. Однажды студентка филологического факультета Вологодского педагогического института Оля Забродина прочитала в областной газете стихи молодого местного писателя и поэта Василия Белова. Девушку поразила их глубина и красота. Ольга любила литературу и собиралась преподавать её в школе. Она сразу и безошибочно почувствовала талант автора. «А ведь этот человек живёт со мной в одном городе!» — воскликнула тогда Оля.
Первая встреча произошла неожиданно и вышла курьёзной. На танцах Ольге представили невысокого парня с проницательным и умным взглядом. Сказали: «Знакомься — это Вася Белов». Но девушка не успела и слова сказать, как литератор быстро кивнул и, пробормотав что-то невнятное, растворился в толпе. Ольга была по-девичьи раздосадована. Надо же — даже не взглянул! А буквально через несколько дней девушка по делам зашла в местную школу рабочей молодёжи. И столкнулась там... с Василием Беловым! Оказалось, что он здесь учится. На этот раз Василий и Ольга по-настоящему познакомились. Они вышли прогуляться и несколько часов взахлёб говорили о литературе. Спохватились, когда уже начало смеркаться. Василий вызвался проводить Ольгу до дома. По дороге снова говорили, и долго не могли расстаться у подъезда.
Молодые люди начали встречаться, и вскоре Белов сделал Ольге предложение. Но сначала он попросил благословения у родителей девушки. В феврале 1958 года Василий и Ольга сыграли свадьбу. И... расстались на целых 5 лет! Ольга уговорила мужа ехать учиться в Москву — в Литературный институт. Она понимала, каким удивительным даром обладает супруг, и хотела, чтобы Василий развивал его.
В 1966 году в литературном журнале «Север» вышла повесть Василия Белова «Привычное дело», в одночасье сделавшая автора знаменитым. «Талантливый самородок, один из лучших представителей литературного направления деревенской прозы» — так писали о нём уже не только местные, но и столичные газеты. Ольге Сергеевне пришлось примерить на себя роль жены известного писателя. У мужа был теперь плотный график выступлений и командировок, в том числе заграничных. Ольга всюду следовала за мужем, помогала в организационных вопросах — и делала это тихо и незаметно. «Мне очень нравилось жить в его тени», — говорит она.
Белов доверял литературному чутью супруги и часто просил её поделиться мнением о написанном. За погоду в доме тоже отвечала Ольга. Писатель говорил, что его жена способна на корню погасить любой конфликт. В 1972 году у супругов родилась дочь. Девочку назвали Анной. Это был долгожданный ребёнок, и в благодарность Богу на собственные средства Беловы начали восстанавливать Никольскую церковь в Тимонихе — родном селе Василия Ивановича на Вологодщине.
Однажды Ольгу Сергеевну спросили о том, как им с Василием Ивановичем удалось прожить столько лет в крепком и счастливом браке. Белова ответила, что никакого особенного секрета у них не было. «Мы просто берегли любовь друг к другу», — сказала она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер