
«Любовь — это прежде всего ответственность. Счастье любви — в большой ответственности за человека», — говорил педагог, учёный и писатель Василий Сухомлинский. Война разрушила его жизнь, лишила здоровья, а он всё равно сумел быть счастливым и делал счастливыми других. В первую очередь свою жену Анну, с которой прожил в любви и согласии больше двадцати лет.
Супруги Сухомлинские приехали в украинское село Павлыш в 1948-ом году. Это была родина Василия — рядом находилась деревня, где он появился на свет и откуда в 41-ом ушёл на фронт. Под Ржевом Василий получил тяжёлое ранение, выжил лишь чудом. Его комиссовали. Левая рука не действовала, осколок, застрявший около сердца, врачи так и не смогли достать. Но бездействовать, несмотря на проблемы со здоровьем, Василий не мог. Он хотел вернуться к педагогической работе и после госпиталя Сухомлинского назначили директором одной из школ в Удмуртии.
В 43-ем году с проверкой в эту школу прислали педагога Анну Девятову. Учебное заведение было в полном порядке, а директор показался Анне необыкновенно тёплым, симпатичным человеком. И она обрадовалась, когда спустя время получила от него письмо с приглашением приехать ещё раз. Но в войну разъезжать из города в город было затруднительно. Василий и Анна стали переписываться. Тогда-то молодая женщина и узнала, что за плечами Сухомлинского огромная трагедия — его жену Веру и крошечного ребёнка на Украине убили фашисты. Анна была потрясена тем, как мужественно Василий борется со своим горем, сочувствовала учителю и вскоре поняла, что полюбила его. А когда Украину освободили, и Сухомлинский решил вернуться домой, он предложил Девятовой выйти за него замуж. Анна согласилась, но её совсем не привлекала перспектива стать сельской учительницей. Сухомлинские сошлись на компромиссе: они проведут в селе отпуск, а дальше будет видно. Отпуск затянулся на двадцать лет.
Сразу по приезде супругов вовлекли в работу. Василия назначили заведующим районным отделом народного образования, Анна трудилась в школе. Жили после войны трудно — впроголодь, особенно тяжело стало, когда в семье появились сын и дочь. Дети часто болели, продуктов не было. Анна сбивалась с ног, Василий ездил по району. Но когда зашевелился осколок в груди, попросил, чтобы его перевели на педагогическую работу. Семья переехала в село Павлыш, и Сухомлинский стал директором школы.
Анна Ивановна учительствовала там же, была в курсе всех дел супруга и стала для него надёжным тылом. Она поддерживала мужа, когда педагогическое сообщество страны травило «педагога-проповедника», как называли Сухомлинского. Воспитывать учеников в духе марксизма-ленинизма он не желал. Терпение и вера, любовь и волшебство — Василий Александрович сам жил по этим понятиям, так воспитывал и детей. Критики называли его педагогическую систему «подменой борьбы библейской проповедью». Это было тяжёлое для Сухомлинского время, но жена всегда и во всём была на стороне супруга. Выхаживала его во время болезней. Ограждала от бытовых проблем.
Сына и дочь Сухомлинские не баловали даже тогда, когда в семье появился материальный достаток. Но зато у Серёжи и Оли имелся свой театр теней. Родители соорудили его, чтобы дети не скучали во время болезней. Вешали на дверь простынь, вырезали из картона фигурки и разыгрывали спектакли. А когда Серёжа и Оля выросли, отец с мамой возили их на экскурсии по стране. Приехав в Ленинград, Москву или Одессу всей семьёй ходили в театры и музеи. Счастливая, незабываемая пора для Сухомлинских.
Василий Александрович прожил всего 51 год. Осколок в груди добрался до сердца спустя 25 лет после войны. Умирая, просил жену сохранить его архив. Год ушёл у Анны Ивановны только на то, чтобы описать все работы. А потом она готовила к печати то, что ещё не было издано. Это был огромный, неподъёмный труд. Но Анна Ивановна без устали двадцать лет занималась наследием Сухомлинского. В мыслях, воспоминаниях, делах и разговорах она до конца своих дней была рядом с супругом.
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема