В 1555-м году, вскоре после завоевания Иоанном Грозным Казанского ханства, там была образована новая епархия. На покорённых землях наряду с татарами проживали чуваши, марийцы и другие народности. Распространение христианства было сильно затруднено враждебным отношением побеждённых к русским проповедникам.
Одним из центров миссионерской деятельности в крае стал Спасо-Преображенский монастырь на территории Казанского кремля. Его основал архимандрит Варсонофий — друг и ближайший помощник святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, который вместе с несколькими иноками прибыл в Казань для устроения церковной жизни. Назначение в эти края было неслучайно.
В молодости будущий святитель — сын серпуховского священника — после очередного набега татар на Русь провел несколько лет в крымском плену. Благодаря незаурядным способностям молодой человек настолько хорошо выучил язык, что мог хорошо изъясняться и писать по-татарски. Получив свободу, он принял постриг в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Впоследствии стал игуменом Николо-Пешношской пустыни.
Однажды обитель посетил Иоанн Грозный. Когда открывали Казанскую епархию, царь вспомнил об опытном наставнике монахов, к тому же прекрасно осведомлённом о мусульманском учении и обычаях татар. Так Варсонофий в сане архимандрита был направлен на новое место служения. Миссионерам был дан особый Наказ — инструкция по обращению в православную веру, где было сказано: "Крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко... жестокостей им не чинить".
Именно такое понимание православной миссии было положено в основу многолетней деятельности святого. Созданный им Спасо-Преображенский монастырь долгие годы являлся важнейшим просветительским центром региона. В обители имелась богатая библиотека, что для тех мест стало явлением уникальным. Из Москвы привезли сочинения Иоанна Лествичника, Григория Богослова, Исаака Сирина, Кирилла Иерусалимского и многих других духовных авторов, а также Киево-Печерский патерик. Знание великих святоотеческих творений помогало монахам в их проповеди.
Преподобный Варсонофий, прекрасно говоривший по-татарски и разбиравшийся в исламском учении, проводил с мусульманами беседы и диспуты. Он никогда не действовал по принуждению, а убеждал людей креститься, приводя доводы в пользу истинности Православия. В житии святого также сказано, что он обладал способностью врачевать душевные и телесные недуги. Немало больных, получивших по его молитвам исцеление, уверовали в силу Христианства. Более десяти лет продолжалось это служение. Результатом стало привлечение множества татар в Православие.
В 1567 году преподобный был рукоположен во епископа Тверского. Тверской епархией святитель управлял недолго, после чего вернулся в Казань, в созданную и любимую им Спасскую обитель, где жил на покое до своей кончины в 1576 году.
Уже в первые годы существования Казанской епархии тысячи людей приняли крещение, вдохновлённые талантливой проповедью и личным примером христианских подвижников. Одним из которых был преподобный Варсонофий, причисленный к лику святых спустя два десятилетия после кончины — в 1595 году.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема