
Фото: Газета «Больница»
Владимир Бахарев / CC-BY-SA 4.0
Однажды дочь знаменитого врача, основателя трансплантологии Валерия Ивановича Шумакова призналась: «Папа всегда говорил, что мама — это самая большая удача в его жизни!» Валерий Иванович и его супруга Наталья Михайловна прожили в счастливом браке почти полвека.
Валерий и Наталья познакомились в начале 60-ых годов прошлого столетия в Москве. Валерий в то время работал в научном центре хирургии под руководством академика Бориса Петровского. Наталья также была связана с медициной, трудилась анестезиологом. Встреча произошла случайно. Для повышения квалификации талантливого Шумакова решили отправить на стажировку в Америку. Перед ответственной поездкой Валерий решил подтянуть английский язык. На курсах они с Натальей и познакомились. Это была любовь с первого взгляда.
Молодые люди очень быстро нашли общий язык, сблизила их и медицина, и то, что оба были родом с Тверской области. Вскоре Валерий предложил Наталье пожениться, девушка согласилась. В 1963 году у супругов родилась дочь Ольга, позже сын Дмитрий.
Валерий очень переживал, что не мог проводить с детьми так много времени, как бы ему хотелось. В то время молодой хирург руководил отделом искусственных органов в Научном институте трансплантологии и трудился над созданием искусственного сердца. Позже дочь Валерия Ивановича — Ольга — вспоминала, что отец всегда старался максимально компенсировать своё отсутствие и каждую свободную минуту проводил в кругу семьи. Особенно нравилось Шумаковым отдыхать на даче, где по вечерам все собирались за большим столом — разговаривали, читали книги.
В 1987 году произошло важное событие для семьи Шумаковых. Валерий Иванович совершил настоящий прорыв в отечественной медицине — провёл первую в нашей стране удачную операцию по пересадке сердца. Наталья Михайловна, сама будучи врачом, понимала, как много сил вложил любимый муж в это достижение, и искренне восхищалась им. Восхищались поступком главы семейства и дети. Сын Валерия Николаевича — Дмитрий пошёл по стопам отца, стал хирургом.
Когда Шумаковы вышли на пенсию, они посвятили себя воспитанию внуков, которых на тот момент уже было четверо. Но отдыхать Валерий Иванович не привык, поэтому до конца своих дней продолжал медицинскую практику. Говорил, что врач тогда и расцветает по-настоящему, когда помогает людям.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (24.11.2025)
Псалом 124. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Душа и тело, наука и религия, церковное и светское, мужчина и женщина, мир материальный и мир духовный — разделение между всеми этими парами, как и вообще разделение, пришло в мир после грехопадения наших прародителей. Конечно, и до грехопадения были душа и тело, мужчина и женщина, а также все иные пары, кроме, конечно же, науки и религии, а также церковного и светского, но между ними не было непроходимой преграды; Адам и Ева не ощущали себя отделёнными друг от друга, и именно поэтому они не стыдились своей наготы. Грехопадение же воздвигло стены. Но эти стены падают тогда, когда человек входит в общение с Богом, в тот момент Бог отрывает человеку глаза, показывает, как мир выглядит на самом деле. Такие прозрения мы в изобилии можем найти в Священном Писании, в частности, в Псалтыри. Есть они и в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 124-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Гора Сион, о которой повествует только что прозвучавший псалом, — это символ ветхозаветного Израиля, символ того, что Бог пребывает с избранным Им народом. У Сиона и находящегося на этой горе Иерусалима очень интересное географическое положение: во-первых, из расположения города на горе вытекает необходимость подниматься в него с какой бы стороны мы к нему ни подошли, а во-вторых, Иерусалим окружён другими горами, и это создаёт в нём особый и неповторимый микроклимат. Расположение Иерусалима псалмопевец использовал для выстраивания аналогии: как Иерусалим окружён и, следовательно, защищён со всех сторон горами, так и народ Божий окружён и защищён Богом.
С помощью этой аналогии псалмопевец соединил две зачастую конфликтующие друг с другом реальности — физическую и духовную. Однако на этом он не остановился и продолжил свою мысль, возвещая приоритет духовной реальности над физической: псалмопевец упомянул нечестивых, которым Бог не даст нанести никакого вреда праведникам.
Мы прекрасно понимаем, что в физической реальности всё бывает иначе: праведник может быть ограблен, он может быть обманут, он может оказаться по навету или ошибке следствия в местах лишения свободы, его могут избить, а могут и убить. Праведник может быть лишён самых необходимых для жизни вещей, а нечестивые в то же самое время будут наслаждаться спокойствием, уверенностью в завтрашнем дне и всяческим благоденствием. Да, такова реальность искажённого грехопадением мира, но псалмопевец смотрит дальше — туда, где грех уже устранён, где Господь восстановил единство, убрав все преграды, и в той реальности — которая, вне всякого сомнения, станет в установленное Богом время всеобщей и неотвратимой! — в той реальности нечестивый не будет способен даже приблизиться к праведнику.
Может показаться, что эти мысли Псалтыри — лишь благочестивая фантазия, лишь мечты о наступлении эпохи божественной справедливости. Однако мы знаем, что это не так, и свидетельство тому — святые, которые жили, видя то же самое, что видел псалмопевец, — то есть преображённый Христовым Воскресением мир, в которым устранены все преграды, в котором Бог пребывает рядом с человеком, даруя ему силу, крепость и всепобеждающую любовь.
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 274 зач., I, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послания апостола Павла не могут не заставлять нас задумываться о Церкви Христовой и о нашем в ней месте. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит начало 1-й главы Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам. В этом отрывке говорится о Церкви и о том, по каким признакам человек может понять, что он возрастает как христианин.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 В доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
Ни для кого не секрет, что современный человек, как правило, видит Церковь чем-то внешним по отношению к самому себе: есть он, а есть некая внешняя структура, эта структура в ряде случаев может быть полезной, но иногда она может и мешать, впрочем, если есть таковое желание, то можно и вовсе с ней никак не соприкасаться. Такое отношение ставит Церковь на один уровень с каким-нибудь необязательным учреждением, скажем, с магазином фототехники: нет никакой сложности в том, чтобы прожить жизнь и ни разу не побывать в таковом магазине. Более того, абсолютное большинство ныне живущих и когда-либо живших людей никогда не бывали в магазинах, торгующих фотоаппаратами. Так и с Церковью — большинство людей не бывали в храмах, ведь они провели, или же проводят, свою жизнь там, где христианство не является доминирующим вероисповеданием.
Однако апостол Павел с самых первых слов только что прозвучавшего отрывка своего послания предлагает нам смотреть на Церковь совершенно по-другому, апостол ничего не говорит о земной структуре, он упоминает лишь ту часть Церкви, которую мы называем небесной, Павел направляет своё послание не какому-то юридическому лицу, он пишет «Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе». Это не просто красивая и возвышенная фигура речи, это одно из апостольских определений Церкви. Однако, чтобы его увидеть, нам стоит обратиться к комментарию на эти слова апостола Павла, написанному святителем Феофаном Затворником: «Сказать: «Церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе» есть то же, что сказать: истинно христианской Церкви. Ибо это значит то же, что сказать: Церкви, состоявшейся и продолжающей быть по благодати Бога Отца и Господа Иисуса Христа, то есть Церкви, которую усыновил Себе Бог, Отец верующих. Иными словами, Церковью можно назвать лишь то собрание верующих, которое хранит в себе благодать Бога-Отца и Господа Иисуса Христа, земная же структура Павлом упомянута лишь по необходимости, она нужна, но ею Церковь не ограничивается и не определяется.
Здесь не может не возникнуть вполне закономерный вопрос: а как определить, есть ли в том или ином сообществе называющих себя верующими людей благодать Божия? Ответ нам даёт продолжение услышанного нами сегодня отрывка, в котором, во-первых, сказано о возрастании веры и об умножении любви «каждого друг ко другу между всеми вами», а во-вторых, упомянуто терпение «во всех гонениях и скорбях». Из слов апостола Павла мы можем сделать вывод, что Церковь есть Церковь в полном смысле этого слова лишь тогда, когда её чада возрастают в вере, что, в свою очередь, приводит к любви, любовь же дарует стойкость в неизбежно выпадающих на долю верующих испытаниях и скорбях. Конечно, всё это не приходит само по себе лишь в силу формальной принадлежности к Церкви, благодать, как и Царство Небесное, «силою берётся, и употребляющие усилие восхищают её» (см. Мф. 11:12).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







