
Фото: Газета «Больница»
Владимир Бахарев / CC-BY-SA 4.0
Однажды дочь знаменитого врача, основателя трансплантологии Валерия Ивановича Шумакова призналась: «Папа всегда говорил, что мама — это самая большая удача в его жизни!» Валерий Иванович и его супруга Наталья Михайловна прожили в счастливом браке почти полвека.
Валерий и Наталья познакомились в начале 60-ых годов прошлого столетия в Москве. Валерий в то время работал в научном центре хирургии под руководством академика Бориса Петровского. Наталья также была связана с медициной, трудилась анестезиологом. Встреча произошла случайно. Для повышения квалификации талантливого Шумакова решили отправить на стажировку в Америку. Перед ответственной поездкой Валерий решил подтянуть английский язык. На курсах они с Натальей и познакомились. Это была любовь с первого взгляда.
Молодые люди очень быстро нашли общий язык, сблизила их и медицина, и то, что оба были родом с Тверской области. Вскоре Валерий предложил Наталье пожениться, девушка согласилась. В 1963 году у супругов родилась дочь Ольга, позже сын Дмитрий.
Валерий очень переживал, что не мог проводить с детьми так много времени, как бы ему хотелось. В то время молодой хирург руководил отделом искусственных органов в Научном институте трансплантологии и трудился над созданием искусственного сердца. Позже дочь Валерия Ивановича — Ольга — вспоминала, что отец всегда старался максимально компенсировать своё отсутствие и каждую свободную минуту проводил в кругу семьи. Особенно нравилось Шумаковым отдыхать на даче, где по вечерам все собирались за большим столом — разговаривали, читали книги.
В 1987 году произошло важное событие для семьи Шумаковых. Валерий Иванович совершил настоящий прорыв в отечественной медицине — провёл первую в нашей стране удачную операцию по пересадке сердца. Наталья Михайловна, сама будучи врачом, понимала, как много сил вложил любимый муж в это достижение, и искренне восхищалась им. Восхищались поступком главы семейства и дети. Сын Валерия Николаевича — Дмитрий пошёл по стопам отца, стал хирургом.
Когда Шумаковы вышли на пенсию, они посвятили себя воспитанию внуков, которых на тот момент уже было четверо. Но отдыхать Валерий Иванович не привык, поэтому до конца своих дней продолжал медицинскую практику. Говорил, что врач тогда и расцветает по-настоящему, когда помогает людям.
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов