— Как же я люблю этот пейзаж Валентина Серова, Андрей Борисович! Только ради него стоило побывать здесь, в Ивановском областном художественном музее.
— Вы про картину «Осень. Домотканово», Маргарита Константиновна?
— Конечно же! Вроде бы, ничего особенного — осень, бледное небо, тропинка ведёт через поле в смешанный лес, одинокая женская фигурка. Но сколько в этом чувства! Невольно вспоминаешь тютчевские строки: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера».
— Да, да, помню, там ещё в конце: «И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле». Работа Серова и впрямь может служить иллюстрацией этих проникновенных стихов. Картина дышит отдохновением, покоем. Такой эффект создает, вероятно, цвет пожухлой травы на картине — насыщенная, глубокая охра. Как будто поле за лето насытилось солнцем, и теперь светится, утешая взгляд.
— Какой меткий образ вы подобрали, Андрей Борисович! Поле и впрямь, словно напоённое солнцем. Уму непостижимо, как художнику удалось цветом передать умиротворение, тихую радость.
— Наверное, всё дело в том, что Валентин Серов очень любил Домотканово.
— К стыду своему, не помню, где это. Кажется, под Тверью?
— Да, если ехать из Москвы, то сразу за национальным парком Завидово. Сейчас это село Красная Новь. Там до сих пор сохранилась старинная барская усадьба.
— А кому она принадлежала?
— Поместье известно с шестнадцатого века, и с тех пор им владели представители таких известных дворянских фамилий, как Ржевские, Головины, Озеровы, Давыдовы, Постниковы.
— Название у усадьбы интересное — Домотканово!
— Да, причем за ним стоит история! При крепостном праве имение приносило доход — крестьяне окрестных деревень выращивали лён и ткали пряжу.
— А что в поместье происходило в те годы, когда туда приезжал Серов?
— В 1886 усадьбу приобрёл Владимир фон Дервиз — потомственный дворянин, по образованию юрист, а по складу души — художник. При нём Домотканово стало центром встреч творческой интеллигенции. Здесь устраивали театральные постановки, концерты, карнавалы. Гостями имения были композиторы, писатели, художники.
— В их числе и Валентин Серов?
— Серов был не просто гостем, а близким другом и родственником хозяев. Владимир фон Дервиз женился на двоюродной сестре художника, Надежде Симонович. Валентин Серов ценил тёплый прием, приятное общество и очарование самой усадьбы и её окрестностей.
— Можно понять! Судя по картине, перед которой мы стоим, там очень красиво.
— Ещё как! Разноцветье полей и лугов на высоких холмах, таинственные хвойные леса. В парке — живописный каскад из восьми прудов. Валентин Серов создал в Домотканово тридцать картин и большое количество рисунков. В том числе и это полотно — оно написано в 1892 году. Художник говорил, что в усадьбе Головинка отразился Рай.
— Отблеск Рая ложится на всё, к чему мы относимся с любовью. И мне кажется, Валентин Серов смог запечатлеть его на своём полотне «Осень. Домотканово».
«Картину Валентина Серова „Осень. Домотканово“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема