
Фото: PxHere
В 1873 году Татьяна Петровна Пассек опубликовала мемуары. В них она подробно описала свою жизнь — от самого рождения до глубокой старости. Самые яркие и тёплые страницы в них посвящены десяти годам, которые Татьяна Петровна провела вместе с любимым мужем Вадимом. Их она называла «годами бесконечного счастья».
Татьяна Петровна Пассек, урождённая Кучина, воспитывалась в семье своего дяди Ивана Яковлева вместе с его сыном — Александром Герценом. В 1832 году он познакомил девушку со своим другом — студентом Вадимом Пассеком. Герцен рассказывал Татьяне о нелегкой судьбе семьи Пассеков, которой долгие годы пришлось жить в Сибири. Глава семейства был сослан туда по ложному обвинению. И лишь в 1824 году ему позволили вернуться в Москву.
Молодые люди встретились в доме Герцена. «Я увидела стройного молодого человека среднего роста, — вспоминала впоследствии Татьяна Пассек. — В темно-карих умных глазах Вадима, полузакрытых густыми ресницами, была какая-то притягательность, на всём его облике лежала печать благородства», — писала Татьяна Петровна. Молодые люди обсуждали новые театральные постановки и книги. К концу вечера Вадим и Татьяна уже общались по-приятельски. После ухода Пассека, Герцен обратился к Татьяне: «Как вы находите моего друга?». — «Симпатичным», — ответила она. — «Он мне очень понравился».
Вскоре вместе с Герценом Татьяна побывала в дом Пассеков. Недавно овдовевшая мать Вадима, его многочисленные братья и сёстры полюбили Татьяну, и она стала часто гостить в этом доме. Однажды Вадим попросил у девушки разрешения написать в её девичий альбом пару четверостиший. В этих стихах он признался Татьяне в любви. И Татьяна не стала скрывать своих чувств. Но мать Вадима и его старшие братья уговорили влюблённых повременить со свадьбой несколько месяцев. За это время Пассек должен был посетить Харьковскую губернию и уладить дела с родовым имением. Находясь в разлуке, молодые люди обменивались письмами. К одному из них Вадим прикрепил своё переложение народной песни «Тройка», в котором были такие слова: «Ах, сердцу грустно, сердцу больно / В краю далёком жить без вас!»
11 ноября 1832 года, после возвращения Вадима, Пассеки обвенчались в церкви Николая Чудотворца на Курьих Ножках.
Вскоре Вадим был принят на работу в Министерство внутренних дел, занимался статистическим и этнографическим описанием южных и центральных губерний. Вадим Васильевич много путешествовал и вместе с ним путешествовала его семья: супруга и дети, которых у Пассеков было четверо. Они посетили многие города Малороссии, подолгу жили в Крыму и Одессе. Когда Вадим Васильевич не был в разъездах, он работал над статьями и своим главным научным трудом — «Очерками России». Татьяна помогала мужу в систематизации архива.
В 1841 году — Пассеки к этому времени вернулись в Москву — Вадим Васильевич получил заказ на составление исторического описания Симонова Успенского монастыря. Закончив труд, он отказался от гонорара, и попросил в качестве награды два места на монастырском кладбище — для себя и для супруги. Ровно через год он скоропостижно скончался от чахотки и был похоронен в любимой обители. Татьяна Петровна горько оплакивала супруга. С потерей её примирила любовь к детям, вера и уверенность, что разлука любящих супругов не бывает вечной.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер