У меня есть знакомая семья, жизнь которой можно смело назвать «всего хватает». Без излишеств, но, в общем, каких-то видимых нужд эта семья не испытывает. Трое деток, квартира в Подмосковье–большая трёшка,стабильная работа у главы семейства, мама – рачительная домохозяйка. Мы уже лет десять дружим и, конечно, за это время у нас образовалось очень много общих знакомых.
И вот, как-то раз, в одну из ни чем не примечательных суббот, мы – я, мама из упомянутой мною семьи, назовём её, допустим, Вика, и ещё три наши знакомые, – решили оставить своих мужчин с детьми и отправиться по магазинам.
Сделав покупки, всей компанией мы пошли в кафе, чтобы немного подкрепиться после продолжительной прогулки по гипермаркету. За столом, как это обычно бывает, разговаривали: делились друг с другом своими насущными историями, проблемам…И вот начала свой рассказ Вика. Начала и… сконфузилась. Я поняла, почему это произошло.
Девчонки вместо того, чтобы поддерживать её историю, стали засыпать Вику комплиментами, похвалой и кивками «Везёт же некоторым». Невооружённым взглядом было видно, что Вика не знает, куда деться от этого сладко-приторного красноречия, что она прекрасно понимает: уважительный высокопарный слог со стороны её подруг – не что иное, как обыкновенная, плохо замаскированная зависть.
Понятно, что чаепитие закончилось не так радостно, как началось. Вика к концу совсем замолчала, а девчонки наперебой обсуждали метраж её квартиры, недавний семейный отпуск в Турции, и, как бы невзначай, приправляли свои разговоры шутками наподобие «Наши люди в булочную на такси не ездят»…
После того случая, Вика, мне кажется, вообще очень редко стала рассказывать о своих семейных делах. Даже мне (а мы с ней не один пуд соли вместе съели). И между тем, очень тихо, без огласки, погасился в её семье кредит за дачный участок, родился четвёртый ребёнок, купилась машина на восемь мест. И, узнав об очередных хороших новостях в Викиной семье, кто-нибудь из наших общих знакомых обязательно говорил с блеском в глазах: «Ай да, молодцы! Уважаю таких!».
Конечно, уважение – это прекрасное чувство. Но очень часто под буквы этого слова подкладывается другое значение, которое называется просто – зависть. Наверное, хоть раз в жизни мы все испытываем на себе этот хлыст неудержимой обиды, который больно бьёт по сердцу корыстным «Чем я хуже?». Причём отвечать на этот вопрос нам в такие минуты совсем не хочется. Зависть – она сильнее рассуждений. Но вот то, что мы можем сделать во время этого досадного «Чем я хуже?», так это подумать, какова цена того благополучия, которому мы завидуем?
В случае с Викой – это брошенная престижная работа, когда родился её второй сын, это очень тяжёлые четвёртые роды, это кредит на восьмиместную машину для семьи из шестерых человек, это – хроническая болезнь лёгких старшего ребёнка, ради которого был куплен участок за городом. Безусловно, есть ещё много-много всего в Викиной семье, о чём я не знаю, и, наверное, никто не знает… Но понимание того, что под внешним благополучием, на которое мы часто смотрим, открыв рот, скрываются сложные жизненные условия и долгий тяжкий труд, может помочь нам превратить в себе чувство глубокой зависти в чувство глубокого уважения.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема