У меня есть знакомая семья, жизнь которой можно смело назвать «всего хватает». Без излишеств, но, в общем, каких-то видимых нужд эта семья не испытывает. Трое деток, квартира в Подмосковье–большая трёшка,стабильная работа у главы семейства, мама – рачительная домохозяйка. Мы уже лет десять дружим и, конечно, за это время у нас образовалось очень много общих знакомых.
И вот, как-то раз, в одну из ни чем не примечательных суббот, мы – я, мама из упомянутой мною семьи, назовём её, допустим, Вика, и ещё три наши знакомые, – решили оставить своих мужчин с детьми и отправиться по магазинам.
Сделав покупки, всей компанией мы пошли в кафе, чтобы немного подкрепиться после продолжительной прогулки по гипермаркету. За столом, как это обычно бывает, разговаривали: делились друг с другом своими насущными историями, проблемам…И вот начала свой рассказ Вика. Начала и… сконфузилась. Я поняла, почему это произошло.
Девчонки вместо того, чтобы поддерживать её историю, стали засыпать Вику комплиментами, похвалой и кивками «Везёт же некоторым». Невооружённым взглядом было видно, что Вика не знает, куда деться от этого сладко-приторного красноречия, что она прекрасно понимает: уважительный высокопарный слог со стороны её подруг – не что иное, как обыкновенная, плохо замаскированная зависть.
Понятно, что чаепитие закончилось не так радостно, как началось. Вика к концу совсем замолчала, а девчонки наперебой обсуждали метраж её квартиры, недавний семейный отпуск в Турции, и, как бы невзначай, приправляли свои разговоры шутками наподобие «Наши люди в булочную на такси не ездят»…
После того случая, Вика, мне кажется, вообще очень редко стала рассказывать о своих семейных делах. Даже мне (а мы с ней не один пуд соли вместе съели). И между тем, очень тихо, без огласки, погасился в её семье кредит за дачный участок, родился четвёртый ребёнок, купилась машина на восемь мест. И, узнав об очередных хороших новостях в Викиной семье, кто-нибудь из наших общих знакомых обязательно говорил с блеском в глазах: «Ай да, молодцы! Уважаю таких!».
Конечно, уважение – это прекрасное чувство. Но очень часто под буквы этого слова подкладывается другое значение, которое называется просто – зависть. Наверное, хоть раз в жизни мы все испытываем на себе этот хлыст неудержимой обиды, который больно бьёт по сердцу корыстным «Чем я хуже?». Причём отвечать на этот вопрос нам в такие минуты совсем не хочется. Зависть – она сильнее рассуждений. Но вот то, что мы можем сделать во время этого досадного «Чем я хуже?», так это подумать, какова цена того благополучия, которому мы завидуем?
В случае с Викой – это брошенная престижная работа, когда родился её второй сын, это очень тяжёлые четвёртые роды, это кредит на восьмиместную машину для семьи из шестерых человек, это – хроническая болезнь лёгких старшего ребёнка, ради которого был куплен участок за городом. Безусловно, есть ещё много-много всего в Викиной семье, о чём я не знаю, и, наверное, никто не знает… Но понимание того, что под внешним благополучием, на которое мы часто смотрим, открыв рот, скрываются сложные жизненные условия и долгий тяжкий труд, может помочь нам превратить в себе чувство глубокой зависти в чувство глубокого уважения.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер